Китай придумал, как найти инопланетян при помощи уникального изобретения

Через 10 лет Поднебесная запустит на орбиту космический глаз, который найдёт в триллионах и квадриллионах км от нас планеты с признаками жизни
Китай придумал, как найти инопланетян при помощи уникального изобретения
Artsiom P / Copyright (c) 2023 Artsiom P/Shutterstock. No use without permission.
Через 10 лет китайские учёные запустят в космос уникальный телескоп, который сможет увидеть у дальних планет жизнь.

Накануне в журнале Research in Astronomy and Astrophysics был опубликован материал китайских учёных, в котором они объявили о готовящейся через 10–15 лет новой космической миссии. Она подразумевает запуск в околоземное пространство телескопа с 6-метровым зеркалом, оптическими, инфракрасными и ультрафиолетовыми датчиками, а также коронографом (датчиком, позволяющим наблюдать корону звезды). По замыслу учёных из Поднебесной, это повысит шанс обнаружения жизни у планет земного типа, вращающихся в зоне обитаемости.

"Мы обнаружили, что монолитный внеосевой космический телескоп с диаметром основного зеркала более 6 метров, оснащённый высококонтрастным коронографом, может идентифицировать воду в атмосфере планеты, подобной Земле, в обитаемой зоне вокруг звезды, подобной Солнцу. В ближайшее время будет проведено больше симуляций для определения других ключевых биосигналов, включая озон, кислород, метан и хлорофилл", – говорится в научной статье.

Как рассказал Metro профессор РАН, астрофизик Сергей Попов, в космическом пространстве сейчас находится множество звёздных обсерваторий. Это космические телескопы "Хаббл", "Чандра", "Ферми", TESS, российско-немецкий "Спектр-РГ", "Джеймс Уэбб" и другие.

– Но атмосферы экзопланет изучают только "Хаббл" и "Джеймс Уэбб". Правда, они сканируют только массивные миры, не находящиеся в зоне обитаемости. И у них нет коронографов, – отметил астрофизик.

Нынешняя проблема поисков следов жизни в атмосферах планет заключается в том, что у современных телескопов не хватает чувствительности. Чтобы получить достаточные свидетельства наличия биосфер земного типа у потенциальных обитаемых планет, эти телескопы используют спектральные методы исследования их атмосфер. Технически это сложно.

– Пока можно детально изучать либо большие, либо очень горячие планеты, типа горячих Юпитеров. Есть два способа: увидеть в телескоп планету или получить её спектр с помощью проходящего через её атмосферу света от звезды, – объяснил собеседник. – Для потенциально обитаемых планет это сложнее: они далеко от звезды и они тусклые.

Если много раз видеть и замерять свет звезды, проходящий через атмосферу планеты, то можно измерить спектр волн и определить химический состав атмосферы.

– Но это занимает годы, приходится копить наблюдения сотен прохождений на протяжении тысяч дней, – посетовал эксперт. Так, космический телескоп "Джеймс Уэбб" и 40-метровые наземные телескопы только в конце 2020-х и в 2030-е годы начнут давать данные по кислороду и молекулам планет земного типа.

– А новая технология – большой космический телескоп со специальным коронографом – позволит непосредственно видеть двойники Земли и быстро измерять их свойства, – обратил внимание Сергей Попов. –  Это даст возможность относительно быстро и относительно массово изучать в том числе и двойников Земли.

Создание такого инструмента фантастически сложная задача – например, НАСА планирует решить проблему не раньше середины 2040 годов.