Князь Иван Калита обеспечил работой всех русских богатырей

Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович... Эти персонажи знакомы почти каждому с глубокого детства. Что объединяет всех богатырей в изобразительном искусстве и откуда они взялись – выяснила репортёр Metro
Князь Иван Калита обеспечил работой всех русских богатырей
Елена Купцова.
Выставку «Богатырь земли русской…» можно посетить до 10 августа.

Как понять, что перед вами на картине настоящий богатырь? Очень просто — по руке. Если он высоко поднимает меч или копьё над головой и готовится нанести сокрушительный удар супостату — значит, герой сражается за правое дело. А если удар производится как бы исподтишка, снизу — перед вами злодей.

Вот такую очень интересную деталь подмечаю я в компании Андрея Шаповалова, заместителя директора Всероссийского музея декоративного искусства по науке на выставке "Богатырь земли русской...", где повсюду на стенах висят гобелены с воинами, в залах — скульптуры, расписные шкатулки, фарфор. Все эти предметы искусства рассказывают о богатырях известных и малоизвестных.

— Вот здесь на шкатулке с палехской живописью зашита целая история про Василису Микулишну, — рассказывает мне Андрей об известной богатырше.

О ней знают многие. А есть такие богатыри, о которых сразу так и не скажешь. Например, Георгий Победоносец. Казалось бы — святой, а ведь он сразил зло, победил змея.

— Вот Георгий Победоносец — это прямо настоящая богатырская история, потому что он открывает ряд змееборцев, — уточняет Андрей. — Змей как зло, как собирательный образ врага начался именно с него.

— Кстати, у него рука с копьём, как и у других богатырей, находится высоко над головой! — подмечаю я.

В следующем зале огромный гобелен с образом ещё одного неочевидного героя — князя Ивана Калиты.

— Это Иван Калита, первый московский князь, который начал заниматься объединением русских земель, — рассказывает Андрей. — Он собрал воедино землю, которую защищали богатыри. Московское княжество росло и становилось Великой Русью. И поэтому, когда мы говорим о Руси, мы говорим, что это в первую очередь Москва.

Гобелен "Великий князь Иван Калита", Н. Озёрная, 1997 г.
Елена Купцова
Гобелен "Великий князь Иван Калита", Н. Озёрная, 1997 г.

— То есть богатыри пошли из столицы? — спрашиваю я.

— Художественные — сто процентов! — кивает Андрей. — В этих окрестностях были сильные художественные школы. А в советское время в Москве работал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, который дал огромный толчок развитию образа богатыря.

Но что же делает человека тем самым богатырём? Всё же когда зритель представляет себе богатыря, то воображение сразу же рисует образ крепкого мужчины. Однако, как оказывается, защитнику родного края нужна не только физическая сила, но и любовь к родной земле.

— Богатыри всегда сражались за мать-землю. За её благополучие, процветание, — объясняет Андрей. — Земля питала их, давала силу.

Понять, как сильно богатыри любили Родину, можно в одном из залов, где буквально каждый экспонат дышит атмосферой Древней Руси. На посуде и картинах изображены сёла, деревни, купола, берёзы, цветы. Про юных посетителей тоже не забыли. Если взрослым будут интересны сложные художественные образы, то детям нужен интерактив. Так на одной из стен находятся окошки, которые можно открыть.

Гобелен "Русь", Н. Озёрная, 1989 г
Елена Купцова
Гобелен "Русь", Н. Озёрная, 1989 г

— В первом находится Илья Муромец, просидевший на печи 33 года, — показывает Андрей небольшую гжельскую фигурку.

— А в двух других?

— А в них запах. Вот здесь пахнет хлебом — ассоциация с печкой. А тут — травами, матерью-землёй, — поясняет он.

Кроме сильных рук и патриотизма, богатырю нужно ещё кое-что:

— Вера в Бога, — говорит Андрей и ведёт меня к ещё одному гобелену. — Важно сказать, что для богатырей очень была важна духовность.

На гобелене изображена та самая сила духа.

— Это работа московской художницы Натальи Озёрной. Здесь она показала веру и силу, в том числе через образ московского храма, — поясняет Андрей.

В правом верхнем углу белые своды, купол.

— Напоминает храм Христа Спасителя... — говорю я и получаю подтверждающую улыбку от Андрея.

Конечно, неудивительно, что именно этот храм вдохновил художницу. Всё же он является главным православным храмом страны.

Вот так — от Ильи Муромца и князя Калиты до куполов современных храмов — складывается настоящий образ русского богатыря.