Кодак и благотворительность, а не мимоза: что дарили женщинам до Октябрьской революции

Никаких мужских и женских праздников раньше не было. Подарков друг другу дарили мало, но рекламу для них рисовали от души
Кодак и благотворительность, а не мимоза: что дарили женщинам до Октябрьской революции
Российская государственная библиотека
Галоши — лучший подарок для женщины.

До Октябрьской революции мужчинам жилось проще: никакого 8 Марта в помине не было и им не приходилось опустошать бюджет из-за корпоративных подарков для превосходящих по численности женских сил. А вот красивая реклама женских подарков была — для неё работали практически все известные художники: Константин Коровин, Лев Бакст, Борис Кустодиев. Вся она хранится в фонде отдела изоизданий Российской государственной библиотеки (РГБ).

"Праздников с подарками до Октябрьской революции было немного: Рождество, Пасха, день рождения и именины, — рассказывает заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова. — Подарками друг друга не баловали! Каких-то специальных женских или мужских праздников не было. Женщина вела более спокойный образ жизни, если и работала, то не на видных местах. Но были отдельные события, в которых женщины играли важную роль: различные благотворительные мероприятия, базары, дни сбора средств на какие-то общественно полезные цели. Здесь женщины должны были "активничать", это был повод проявить себя и, что называется, блеснуть. И получается, что такие благотворительные мероприятия были для слабого пола женским праздником". 

Одна из реклам благотворительных базаров.
Российская государственная библиотека
Одна из реклам благотворительных базаров.

Всего в фонде отдела изоизданий хранится более 406 тыс. плакатов, из них дореволюционных — 1739. Среди самых любопытных, связанных с рекламой подарков для женщин, — реклама фотоаппарата "Кодак". 

"Раньше процесс создания фотографий был очень сложным, а "Кодак" стал первой фирмой, где поняли, что если облегчить покупателю процедуру проявки, то фотография станет доступна всем, — рассказывает Любовь Родионова. — Фотоаппарат продавался с уже заправленными в него фотографическими пластинами, покупатель проводил съёмку и отправлял фотоаппарат обратно продавцу. Фирма доставала пластинки, проявляла их, печатала и возвращала фотоаппарат владельцу со снимками и новыми заправленными пластинками. При таком подходе фотографами могли стать даже женщины и дети, поэтому рекламу "Кодака" публиковали в каталогах подарков для женщин и детей".

Реклама "Кодака" в каталоге рождественских подарков для женщин и детей.
Российская государственная библиотека
Реклама "Кодака" в каталоге рождественских подарков для женщин и детей.

"Эта реклама хозяйственного мыла "Нафт" — маленький шедевр художника театра Михаила Ивановича Курилко. Плакат выполнен по заказу Товарищества братьев Нобель — крупнейшей нефтепромышленной компании в России, основанной шведскими предпринимателями. Один из них, технолог-изобретатель Альфред Нобель, всем известен как основатель премии своего имени. Компания была очень успешна за счёт безотходного производства: из нефтяных остатков фирма делала парафиновые свечи и хозяйственное мыло". 

Раньше Нобель делал мыло.
Российская государственная библоиотека
Раньше Нобель делал мыло.

"Плакат выполнил модный австрийский художник, дизайнер и график Эрвин Пухингер, прославившийся в том числе крупными декоративными панно для Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Данная реклама, без кричащих слоганов и лишних деталей, должна была навести покупателей на мысль об особой элитарности пианино. Музыкальные инструменты фабрики Шрёдера ценились за высокое качество звучания, её основатель, саксонский подданный Иоганн Фридрих Шрёдер, специализировался на производстве флигелей — прямоугольных фортепиано". 

Графика известного австрийского художника наводила на мысль об элитарности инструмента.
Российская государственная библиотека
Графика известного австрийского художника наводила на мысль об элитарности инструмента.

"Реклама парфюмерной продукции легендарного отечественного товарищества "Брокар и Ко". Фирма известна созданием аромата "Любимый букет императрицы", приуроченного к 300-летию Дома Романовых (до наших дней он дошёл под названием "Красная Москва"). На изображении дама в раздумье остановилась перед витриной с духами по рецептам товарищества. Плакат ещё и символизировал победу, одержанную фирмой в борьбе за отечественного потребителя. В обзоре к 50-летию товарищества была изложена главная проблема фирмы: "В области производства тонких духов... в течение длительного ряда лет пришлось вести трудную борьбу с заблуждением публики, упорно ставящей духи заграничных марок значительно выше духов, изготовленных в России, хотя бы качество последних было лучше заграничных. Эта борьба ведётся и поныне…"

Товарищество "Брокар и Ко" одержало победу в борьбе за отечественного потребителя.
Российская государственная библиотека
Товарищество "Брокар и Ко" одержало победу в борьбе за отечественного потребителя.
Ещё больше рекламных плакатов можно посмотреть на сайте Национальной электронной библиотеки