Кубки датского короля и перстень царевны Ксении: в Кремле открылась выставка датских сокровищ

В экспозиции около 30 произведений немецких златокузнецов, подаренных или проданных датским королевским двором Русскому царству
Кубки датского короля и перстень царевны Ксении: в Кремле открылась выставка датских сокровищ
Сергей Пятаков / @ РИА Новости
Перстень царевны Ксении Годуновой конца XVI века на выставке "Сокровищница датского короля Кристиана IV" в Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля.

В Оружейной палате Московского Кремля переливается драгоценностями и позолотой выставка "Сокровищница датского короля Кристиана IV", приуроченная к 530-летию установления дипломатических отношений между Россией и Данией.

Кристиан IV (1588–1648) правил Датско-Норвежским королевством на протяжении почти 60 лет и был очень любим подданными. 

– Он до сих пор очень популярен в народе, – рассказывает Metro куратор выставки Евгения Захарова. – Это был монарх ренессансного типа: он покровительствовал искусствам, сам занимался музыкой и архитектурой – например, принимал непосредственное участие в расширении замка Фредериксборг. Именно в его правление сформировался архитектурный облик исторического Копенгагена, включая здания Биржи и Арсенала, а также знаменитую Круглую башню, на которую, по легенде, на коне въезжал Пётр I. 

Парадный портрет Кристиана IV. Ян Мюллер. По живописному оригиналу Питера Исаакса, 1625. Бумага; гравюра на меди. Московский государственный объединённый музей-заповедник.
Музеи Московского Кремля
Парадный портрет Кристиана IV. Ян Мюллер. По живописному оригиналу Питера Исаакса, 1625. Бумага; гравюра на меди. Московский государственный объединённый музей-заповедник.

Даже поражение в Тридцатилетней войне (1618–1648) не поколебало народную симпатию к монарху. Война пробила в бюджете королевства изрядную брешь, и в 1628 году Кристиан IV решил продать 106 предметов художественного серебра из своей сокровищницы московскому царю Михаилу Фёдоровичу. Эта сделка позволила поправить дела и, в частности, восстановить замок Кронборг, известный в народе как "замок Гамлета". На выставке сразу бросаются в глаза предметы именно из этой покупки: сосуд в виде огромного, расправившего крылья орла и кубки, которые были частью коронационного церемониала Кристиана IV.

Сосуд "Орёл". Нюрнберг, 1595. Мастер Кристоф Ямнитцер. Серебро; чеканка, литьё, пунцирование, золочение. Происходит из сокровищницы короля Кристиана IV. Приобретён в Архангельске в 1628 г.
Музеи Московского Кремля
Сосуд "Орёл". Нюрнберг, 1595. Мастер Кристоф Ямнитцер. Серебро; чеканка, литьё, пунцирование, золочение. Происходит из сокровищницы короля Кристиана IV. Приобретён в Архангельске в 1628 г.

Но эта экономическая история – исключительный случай: чаще всего датчане привозили посольские дары. Фактически Дания стала одной из первых западноевропейских стран, с которыми молодое Русское государство после свержения ордынского ига заключило дипломатические отношения. В 1493 году великий князь Московский Иван III и король Дании и Норвегии Ханс заключили договор "во имя братства, дружбы и союза", который практически не нарушался на протяжении последующих веков – Россия и Дания никогда не воевали друг с другом. А в Москву на протяжении долгих лет приезжали с дарами датские посланники, пополняя царские хранилища.

Эти поездки неоднократно были связаны и с брачными делами: в правление Кристиана IV русские цари трижды предлагали ему заключить династические браки. На это король всегда реагировал с большим энтузиазмом, надеясь вовлечь Россию в антишведский союз.

Гора-курильница с видом замка Кронборг. Гамбург (?), 1620-е гг. Серебро; чеканка, литьё, гравировка, пунцирование, золочение.
Музеи Московского Кремля
Гора-курильница с видом замка Кронборг. Гамбург (?), 1620-е гг. Серебро; чеканка, литьё, гравировка, пунцирование, золочение.

Правда, ни одна из этих попыток в правление Кристиана IV успехом не увенчалась. Сначала на дочери Бориса Годунова Ксении собирался жениться младший брат короля герцог Ханс, но по приезде в Москву неожиданно заболел и умер. Затем молодой царь Михаил Фёдорович планировал повенчаться с племянницей Кристиана, но та оказалась обещана династии Габсбургов. После этого к дочери Михаила Фёдоровича Ирине сватался младший сын короля граф Вальдемар, но его отказ принять православие поставил на этих намерениях крест.

Теперь историю долгих отношений России и Дании рассказывают сокровища в Московском Кремле. О приезде многострадального герцога Ханса в Москву напоминает золотой перстень с плоским синим сапфиром и драгоценные пуговицы, которые он, по преданию, подарил Ксении. А на поездку твёрдого в вере Вальдемара намекает удивительный кубок с чашей из раковины перламутрового наутилуса, украшенный филигранными фигурками нескольких античных мифологических персонажей.

Кубок-наутилус. Нюрнберг, 1632–1643. Мастер Иоганн Клаус. Серебро, раковина, цветные лаки; чеканка, литьё, гравировка, пунцирование, золочение. Подарен королем Кристианом IV царю Михаилу Фёдоровичу в 1644 г.
Музеи Московского Кремля
Кубок-наутилус. Нюрнберг, 1632–1643. Мастер Иоганн Клаус. Серебро, раковина, цветные лаки; чеканка, литьё, гравировка, пунцирование, золочение. Подарен королем Кристианом IV царю Михаилу Фёдоровичу в 1644 г.

Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина рассказала Metro, что эта выставка – только начало большого проекта музейного объединения по раскрытию своих фондов. 

– Нам не столько хотелось показать датскую коллекцию, сколько рассказать о собраниях, которые находятся в Оружейной палате, рассказать, как она формировалась, – сообщила Елена Юрьевна. – Здесь была оружейная мастерская, царицыны палаты, где делались все расшитые ткани для церкви и государева обихода. 

Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина на выставке "Сокровищница датского короля Кристиана IV" в Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля.
Сергей Пятаков / РИА Новости
Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина на выставке "Сокровищница датского короля Кристиана IV" в Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля.

Но далеко не всё, что находится в Оружейной палате, производилось при русском императорском и царском дворе, отмечает Елена Гагарина.

– Коллекция Оружейной палаты пополнялась очень интересно, очень сложно: на протяжении долгого времени это были или серьёзные закупки, или дипломатические дары, – рассказывает генеральный директор Музеев Московского Кремля. – В следующем году мы будем делать выставку о собрании Павла Карабанова, пополнившем Оружейную палату целым рядом прекрасных русских и западноевропейских произведений. И поскольку датская коллекция является самой блистательной, самой интересной, самой красивой и самой драгоценной, мы решили начать рассказ о наших собраниях именно с неё.