ДЕНЬГИ

Магазины ушли, а подарочные сертификаты остались – что делать покупателям?

Продавцы закрылись на замки, перекрыли входы рольставнями – неизвестно, что будет дальше. А у покупателей – подарочные карты. Что делать?
Узнали у экспертов, как быть, если подарочная карта в магазин осталась, а сам магазин закрылся.
Copyright (c) 2020 Lipa23/Shutterstock.

Снять с себя бремя выбора подарка и подарить другу деньги – удобное решение. Но, как выяснилось, не совсем безопасное. Случилось незапланированное закрытие, причём на неопределённый срок, магазинов, и зависли деньги на неиспользованных подарочных картах/сертификатах. За квалифицированными ответами Metro обратилось к экспертам Роспотребнадзора. 

Первый вопрос, который возникает в неочевидных ситуациях, "куда бежать и кто поможет", выглядит в данном случае крайне актуальным. Ведь того самого продавца, который убедительно "обменял" деньги на подарочный пластик, давно и след простыл, а на двери – замок. В этой ситуации эксперты Роспотребнадзора рекомендуют искать не следы, а лицо – юридическое. 

– Рекомендуем обратиться к тому юридическому лицу, у кого приобреталась подарочная карта (кем выдан кассовый чек), – объяснили Metro в пресс-службе Роспотребнадзора. – Если оплата производилась банковской картой, эту информацию также можно уточнить, используя банковскую выписку об операции. Имущественные обязательства всех юридических лиц, приостановивших свою торговую или операционную деятельность, должны быть исполнены в полном объёме.

Расследуя обстоятельства, внимательно читаем правила использования на подарочной карте и вдруг видим, что есть срок годности/действия. Получается, часики тикают и бесконечно ждать возвращения убежавшего бренда значит терять деньги? Эксперты Роспотребнадзора на эти опасения отвечают однозначно – указывать сроки незаконно. 

– Роспотребнадзор неоднократно привлекал к ответственности продавцов, указывавших в правилах по подарочным картам о том, что по истечении определённого срока денежные средства "сгорают", т. е. не возвращаются. Верховный суд Российской Федерации поддержал сформированную позицию о том, что такие действия незаконны.

Что касается суммы, которую спасает в сложившейся ситуации владелец подарочной карты, то стоит предположить, что вернуть должны всю. По крайней мере, у экспертов Роспотребнадзора нет данных о попытках продавцов снять "процент" в подобных сделках. 

– Мы не сталкивались с жалобами на так называемое обналичивание подарочных сертификатов, такие механизмы и их правовая природа не исследовались. Полагаем, что введение платы за возврат денег не имеет под собой правового обоснования, – уточнили представители службы. 

А вот уплата комиссии посреднику возможна. 

 – Использование для переводов сторонних платёжных сервисов, соблюдающих требования законодательства, может предполагать уплату соответствующей комиссии посреднику, – добавили эксперты. – Такая комиссия, как правило, не превышает 1–3%. Если её размер значительно превосходит такие размеры, рекомендуем обратиться за разъяснениями в Банк России, который осуществляет надзор за деятельностью участников платёжного рынка.

Читаем также: Из магазинов начали "пропадать" цены – похоже, продавец действует в одностороннем порядке