Из магазинов начали "пропадать" цены – похоже, продавец действует в одностороннем порядке

Metro уточнило у эксперта Роспотребнадзора, как реагировать на хитрые действия торговцев, скрывающих от покупателей ценники
Из магазинов начали "пропадать" цены – похоже, продавец действует в одностороннем порядке
Copyright (c) 2021 Denys Kurbatov/Shutterstock. No use without permission.
Цены растут, лопаются и исчезают?

Хитрый ход перестраивающейся торговли – это  развеска объявлений о переоценке, в то время как продажи продолжаются. Не обратив внимание на такое объявление, размещённое где-то вдали от нужного товара, можно стать свидетелем роста цены буквально на глазах: видишь ценник, берёшь с прилавка вещь, идёшь к кассе и узнаёшь, что цена-то за время пути заметно выросла. 

В торговых залах появились объявления, требующие перепроверить цену.
Архив Ирины Бабкиной
В торговых залах появились объявления, требующие перепроверить цену.

Андрей Пучковский, заместитель начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора, объяснил корреспонденту Metro, что покупателю, заметившему в торговом зале нарушение, необходимо принять меры.

– Покупателям, попавшим в такую ситуацию, необходимо обратиться к администратору магазина и попросить продать товар по цене, указанной на ценнике. Если покупатель заметил ошибку, уже расплатившись, магазин всё равно обязан вернуть разницу в цене между чеком и ценником. Жалоба на деятельность торговой организации может быть подана в Роспотребнадзор по месту жительства, в том числе в электронном виде, через портал "Госуслуги".

Уточнять цену у кассира просят и в аптеках.
Архив: Ирина Бабкина
Уточнять цену у кассира просят и в аптеках.

Что касается цены, то по закону она должна быть в рублях, а не в форме привета из 90-х – неких у. е. 

И в обувных картина повторяется.
Архив: Ирина Бабкина
И в обувных картина повторяется.

Андрей Пучковский добавил, что не покупатель должен пускаться на поиски корректной цены, а продавец обязан доступно о ней сообщить. 

– Кроме того, потребитель в таком случае может вовсе отказаться от сделки и потребовать вернуть деньги за товар, – отметил эксперт. – Однако важно знать, что вариативность действий в такой ситуации зависит от требований потребителя, а не усмотрения продавца.

Правила актуальны и для онлайн-торговли. Если заказу присвоен номер, продавец не вправе менять цену. Цена фиксируется, когда заключается договор между покупателем и интернет-магазином. То есть в тот момент, когда у заказа появляется номер. 

Случается, что продавец отказывается передать покупателю товар по объявленной ими и оплаченной потребителями цене, ссылаясь на необходимость изменения цены договора или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В такой ситуации эксперт рекомендует изучить сложившиеся обстоятельства. Но действовать в одностороннем порядке продавец не может. 

– Законодатель сформулировал такую возможность в статье 451 ГК РФ на тот случай, если обстоятельства, имевшие место в момент заключения договора, изменились настолько, что договор был бы заключён на принципиально других условиях, знай об изменении стороны заранее, или не был бы заключён вовсе. Для использования этого инструмента необходимо своему контрагенту (онлайн-магазину– покупателю. – Прим. ред.) письменно предложить заключить соглашение о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, что подразумевает согласие на такие изменения договорных обязательств обеих сторон договора купли-продажи. В случае если такое соглашение не достигнуто добровольно, у продавца, безусловно, есть право обратиться в суд с требованием о расторжении договора. 

Покупатель  в любом случае вправе требовать исполнения заключённого договора: как передачи товара по оплаченной цене (или цене заказа), так и возмещения убытков, связанных с реализацией своего права получить купленную вещь.