Московский трамвай отметил своё 125-летие

В честь дня рождения по Лесной улице прошли исторические вагоны и выстроились вокруг площади Тверской Заставы. Люди приезжали не только вспомнить молодость, но и потренироваться перед будущей ролью в кино
Московский трамвай отметил своё 125-летие
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Трамваи встречали чуть ли не аплодисментами.

 Уже на территории Белорусского вокзала люди начинают обсуждать парад. 

– А там можно будет руль потрогать? – интересуется мальчик у мамы, которая тут же подхватывает ребёнка на руки и даёт ему положительный ответ. 

Действительно, в ретро-  трамваях можно было потрогать всё, даже контроллер. Только вот сначала предстояло отстоять очередь – людей было очень много. 

– Деда, а это "Аннушка"? 

– Да, она самая, – отвечает Александр своему внуку. Интересуюсь у него, откуда мальчик узнал про этот трамвай.

– Я видел всё по телевидению, где трамвай выпускали, какая максимальная скорость и маршруты! – отвечает мне вместо дедушки восьмилетний мальчик Саша.

Трамваи понравились обсолютно всем гостям праздника.
Александр Курковский
Трамваи понравились обсолютно всем гостям праздника.

– А я-то думала, ты "Мастера и Маргариту" читал.

– Да вы что, – смеётся Александр. – Из романа он знает только "Аннушку", потому что нас интересуют только транспорт и логистика! 

Саша раньше никогда не видел этот трамвай, а вот бабушка Эльмира на таком каталась.

– Я так долго живу, что помню все-все старые советские трамваи, – говорит она через переводчика с жестового языка. – Я очень счастлива, что эту частичку прошлого вновь выкатили на улицу. Я любила в детстве кататься на той же "Аннушке".

Кстати, многие думают, что "Аннушка" – это модель трамвая, но на самом деле это легендарный маршрут, который уже многие годы проходит по Бульварному кольцу.  

Трамвай — это первый городской рельсовый транспорт на улицах столицы. В будни на нём совершают в среднем больше 600 тысяч  поездок.
Сергей Собянин, мэр Москвы

Неподалёку от самой старой модели стоит целый состав из вагонов КТМ-1 и КТП-1 с маршрутом №27.

– Я его ещё с детства помню, этот маршрут и вагон, – говорит мне женщина солидного возраста в солнечных очках. Она представилась Надеждой. – Я была маленькая и на нём в школу ездила. Мы тогда переехали, и мне приходилось с «Речного вокзала» до «Белорусской» добираться. 

– Одной? 

– Конечно! Ну, раньше другое время было, – смеётся Надежда.

Александр Курковский

 Пока старшее поколение смотрит на отголоски молодости чуть издалека, молодёжь активно фотографируется с каждым трамваем. 

– Я сюда приехала, чтобы сделать домашнее задание, я будущий журналист, – говорит мне Анна. – Классно придумали – сделать такой парад. 

Другая студентка – Алиса, будущая актриса, – решила "посмотреть на прошлое" с профессиональной точки зрения:

– Может быть, мне предстоит исполнить роль в фильме про Москву 30-х годов. Надо сразу знать, как входить в такой настоящий исторический трамвай в платье и туфлях.

Людей было очень много.
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Людей было очень много.

И если актриса не сомневается в подлинности вагонов, то нашлись те, кто не поверил. Один мужчина аккуратно постукивал по "Татре Т2".

– Что проверяете? – интересуюсь я.

– Не могу понять, или отреставрировали хорошо, или держали взаперти все эти годы. А так молодцы, сохранили это чудо.

Внутри трамваев очень красиво и просторно.
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Внутри трамваев очень красиво и просторно.

Конка (1872–1911)

Вагон запрягался лошадьми и вмещал 40 человек. 

Запуск первого электрического трамвая (1899)

Первый регулярный маршрут проходил от Бутырской заставы (сегодня это площадь Савёловского вокзала) до Петровского парка.

Трамвай типа Ф "Фонарный" (1908–1960)

Эта модель имела 19 мест для сидения и развивала скорость до 40 километров в час. Название появилось из-за остеклённого купола на крыше вагона («фонарь»), который помогал лучше проникать естественному свету в салон вагона. 

МТВ-82 (1947–1981) 

Вмещал 77 пассажиров и развивал скорость до 50 километров в час. Всего для столицы было произведено более 450 вагонов МТВ-82.

"Татра Т2" (1959–1981)

Вмещал 94 пассажира и развивал скорость до 65 километров в час. С этого трамвая в столице  началась "чехословацкая эра".

"Витязь-Москва" (с 2017 года)

Флагман современного московского трамвая. Сегодня в столице 464 таких вагона. Имеет три секции и полностью низкий пол, вмещает до 260 пассажиров и имеет до 70 мест для сидения. В салоне – климат-контроль, разъёмы для зарядки телефонов, экраны с полезной информацией.