В Москве показали редчайшие советские фотографии 20-30-х годов

Metro рассказывает о некоторых сценах, которые происходили по ту сторону объектива столетие назад
В Москве показали редчайшие советские фотографии 20-30-х годов
Александр Курковский
О. Игнатович "Ударник завода Каучук", 1931 год.

В Центре визуальной культуры Béton открылась выставка "Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов". Здесь авторов расположили от А до Я: разглядывая их снимки в таком порядке, можно узнать историю важнейшей эпохи фотоискусства. 

Илья Ильф. "Смычка Турксиба", 1930 г. 

– В конце 20-х годов наш знаменитый писатель Илья Ильф, один из авторов «12 стульев», увлекается фотографией, – рассказывает  Metro Алексей Логинов, директор ЦВК Béton.

Его коллеги-писатели  даже испугались, что Ильф перестал писать. Но всё изменилось, когда они с Евгением Петровым поехали репортёрами на смычку Турксиба.

– И вот эта сцена (железнодорожники несут большого начальника) помогла создать «Золотого телёнка». Ильф писал, что фотографии – "моя визуальная записная книжка".

Илья Ильф. 
«Смычка Турксиба», 1930 г.
Александр Курковский
Илья Ильф. «Смычка Турксиба», 1930 г.

 Михаил Калашников. "Иосиф Сталин и Геля Маркизова", 1936 г.

Пропаганда в советское время играла важнейшую роль. И снимок Калашникова – один из ярчайших её примеров. 

– Вот взяли девочку и сделали её героем кадра, – говорит Алексей Логинов. – Таким образом хотели показать, с какой теплотой Сталин относится к детям. 

Но неожиданно всплыла одна деталь, спрятавшая снимок в стол:

– Когда начали раскручивать эту кампанию, оказалось, что у девочки... (директор делает паузу) репрессировали родителей. 

В итоге снимок пришлось  отправить в корзину, искать ещё одну девочку и делать новую фотографию. 

Михаил Калашников. «Иосиф Сталин и Геля Маркизова», 1936 г.
Александр Курковский
Михаил Калашников. «Иосиф Сталин и Геля Маркизова», 1936 г.

 Роберт Диамент. "Портрет лётчика М. М. Громова". 1937 г.

– Громов долетел до Америки через Северный полюс после Чкалова. Он пролетел даже дальше и установил новый мировой рекорд, – говорит Алексей.

Но на снимке Громов не похож на советского героя:

– Обычно все портреты делают в форме, а здесь он в такой «тройке», элегантный денди. Почему? Потому что в 1939 году он попал в альбом лучших фотографий советского периода для США. Там показывали достижения СССР. И он в таком костюме стал ближе к американскому зрителю, чем к советскому. В лётной форме его бы не поняли. Потрясающе, что этот альбом потом напечатали и для российского читателя на русском языке, но этой фотографии там уже нет! Для американского зрителя он свой человек, успешный. Вот так выглядел, по их мнению, успех в жизни. А для советского читателя герой должен быть в форме, в орденах, то есть с заслугами перед обществом. 

Роберт Диамент. «Портрет 
лётчика М. М. Громова». 1937 г.
Александр Курковский
Роберт Диамент. «Портрет лётчика М. М. Громова». 1937 г.

Алексей Темерин. "Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко", 1929 г.

– Темерин был актёром и присутствовал на постановках всех театральных представлений, – рассказывает Алексей Логинов. – На этом снимке он запечатлел момент репетиции пьесы Маяковского «Клоп». 

Снимок уникален. Здесь присутствуют все ведущие представители советского авангарда: 

– Сам автор – Маяковский, Родченко – художник по костюмам, Мейерхольд – постановщик пьесы и композитор, который написал музыку к этой пьесе, – Шостакович, – перечисляет Алексей. 

Алексей Темерин. «Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко», 1929 г.
Александр Курковский
Алексей Темерин. «Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко», 1929 г.