Москвичка Кира Серая в годы Великой Отечественной войны восстанавливала самых безнадёжных бойцов

Недавно в Москве открылись курсы сестёр милосердия для помощи раненым воинам. Metro узнало, как проходила реабилитация в Великую Отечественную
Москвичка Кира Серая в годы Великой Отечественной войны восстанавливала самых безнадёжных бойцов
Из личного архива Киры Гаврилиной.
После войны Кира Серая будет работать преподавателем физкультуры в МВТУ имени Баумана.

В 1941 году в эвакуационный госпиталь № 2543 города Камышлов Свердловской области отправляют выпускницу Московского института физкультуры 29-летнюю Киру Серую – кудрявую брюнетку с ласковым взглядом и доброй улыбкой. 

Её назначают заведующей физиотерапевтическим отделением, но в первые недели Кира выполняет работу медсестры: выхаживает тяжелораненых солдат и гражданских с оккупированных территорий. 

За два года инструктор по лечебной физкультуре придумает десятки методик и поможет инвалидам войны поверить в себя.  

Кира Серая не только занималась с больными, но и вела дневники, которые по сей день бережно хранятся у её внучки Киры Гаврилиной. Она рассказала Metro несколько важных историй из героической жизни своей бабушки.

Фотопортрет Киры Серой.
Из личного архива Киры Гаврилиной.
Фотопортрет Киры Серой.

Танцы победили паралич 

– Среди воспоминаний моей бабушки есть такое: однажды она заметила среди пациентов парализованного эстонца. Он напоминал высохшую мумию с живыми глазами: одни кости, обтянутые кожей. Бабушке казалось, что каждый его выдох может стать последним. Но она решила во что бы то ни стало спасти несчастного, – рассказывает Кира Гаврилина. 

"У меня не было жалости, было какое-то чувство страшной несправедли­вости по отношению к человеку. Почему его бросили? Нет, не отдам я его в костлявые лапы смерти!" - так говорила бабушка.

Как оказалось, многие врачи считали лежачего военного безнадёжным пациентом. Коллеги Киры не верили, что она сможет поставить его ноги. 

– Из-за этого её называли "блаженным психом". Но моя бабушка не сдавалась. Поила его крепким раствором хвои, разрабатывала суставы. Прошёл месяц, а результата не было. Ей даже начало казаться, что он боится, что она его бросит и больше не придёт, – говорит внучка. – Но случилось чудо! Бабушка принесла репродуктор, включила музыку. В этот момент у мужчины дёрнулась рука, а потом он попытался сымитировать игру на скрипке. От радости она даже поцеловала его в нос! Через какое-то время пациент начал разговаривать и даже смог самостоятельно сидеть на стуле.  

Кира Серая долгие месяцы занималась с эстонцем, чтобы тот начал ходить. 

– Моя бабушка называла его ноги "макаронами", потому что они были очень худыми и казалось, что в любой момент могут сломаться! Несмотря на это, занятия проводились каждый день: они вместе ходили от стенки к кровати и обратно. Когда пациент уже ходил сам, бабушка включала музыку, чтобы он пытался танцевать и тем самым укреплял мышцы ног, – продолжает Кира Гаврилина. – После выписки он написал ей трогательное письмо: "Я шёл пешком на своих "макаронах" 18 километров и дошёл только благодаря тому, что всё время впе­реди, как сияние, видел Вас, с протянутыми ко мне руками".

Встать на ноги помогла кислая капуста

В 1943 году Киру перевели в Москву, где она поступила в аспирантуру и параллельно работала в госпитале для ампутированных, где спасла ещё одного раненого. Офицеру из-за обморожения отняли обе ноги ниже колен и кисти рук. 

– Его ранили в грудь. Оставленный в лесу (его сочли мёртвым), спустя какое-то время он очнулся, понял, что один, и на спине пополз. С невероятным трудом добирался до своей части 15 километров. Потом его подобрали партизаны и доставили в полевой госпиталь, – рассказывает Кира Гаврилина. 

"Уже в нашем госпитале в Москве му­жество начало покидать его. Он целыми днями лежал рассматривая потолок и отказывался от каких-либо занятий". 

Офицеру сделали операцию на обоих предплечьях и выдали два деревянных протеза. 

– Моя бабушка занималась с ним гимнастикой. Она долго упрашивала его надеть протезы на ноги и начать ходить. Он боялся – думал, что упадёт. После долгих уговоров начал прохаживаться до лестницы, а вот спускаться по ней не решался, – рассказывает внучка. – Однажды в палату принесли квашеной капусты. Она повернулась и сказала раненому: "Дам целую банку, но толь­ко на лестничной площадке, это пять ступенек вниз". Это сработало! Он спустился! Бабушка описывала, что у него было самое счастливое лицо в мире. В своём дневнике она потом написала: "Как же велико было желание у человека поесть домашней ка­пусты". 

"Он начал есть капусту прямо там, на лестничной площадке, своими руками-"клешнями". Я хотела ему помочь подняться на эти пять ступенек, но он гордо отказал­ся и пошёл сам", - вспоминала моя бабушка.

После выписки он написал письмо своей спасительнице. Бывший пациент рассказал, что работает инженером и строит мосты на Севере. 

Больной тренируется на специальном аппарате для развития силы "пальцев" Крукенберга.
Из личной коллекции Киры Гаврилиной.
Больной тренируется на специальном аппарате для развития силы "пальцев" Крукенберга.

Однажды пациенткой Киры Серой стала её внучка. Бабушка часто брала девочку на отдых в Туапсе. Там маленькая Кира упала с дерева и сломала руку. 

– Я сильно испугалась, а бабушка спокойно подошла ко мне, посмотрела на руку и сказала: "Скорее всего, сломана кость". В машине скорой помощи я плакала и кричала: "Зачем вы меня назвали Кирой, я теперь постоянно буду что-то себе ломать!" – смеётся внучка. – Она спокойно ответила мне: "Вырастешь – поменяешь". Врачи сказали, что у меня сломана кость в двух местах. После того как гипс сняли, моя бабушка делала мне массаж и заставляла делать гимнастику. 

Танцы, "Чапаев" и тазы с водой – методы выздоровления Киры Серой

Инструктор по ЛФК придумывала упражнения, которые помогали и парализованным, и пациентам с ампутированными конечностями. 

1. Например, она предлагала им взять шашки и сыграть в "Чапаева". "Сбивая" шашки противника, пациенты разрабатывали суставы покалеченных кистей и пальцев рук. 

2. Люди с ампутированными ногами часто боялись ходить на деревянных протезах. Побороть страх помогал эксперимент Киры Серой: она давала пациенту таз с водой и просила отнести его в другой конец зала. Раненые, стараясь помочь заботливой девушке, внимательно следили, чтобы вода не выплёскивалась, и забывали про свой страх. 

3. После чудесного случая с пациентом-эстонцем Кира Серая для восстановления больных стала часто использовать танцевальные упражнения. Танго и вальс помогали раненым не только укреплять ослабшие мышцы ног и спины, но и отвлечься от тяжёлых мыслей.