Мраморной лестнице в Ленинке дали новую жизнь – что ещё изменилось в библиотеке

Спустя 2 года реставрации посетители Российской государственной библиотеки вновь увидят знаменитую лестницу и обновлённую входную группу
Мраморной лестнице в Ленинке дали новую жизнь – что ещё изменилось в библиотеке
предоставлено Марией Говтвань, пресс-служба РГБ
С 1 ноября для прохода в библиотеку нужно всего лишь приложить QR-код к терминалу. Однако те, кому дорог сам читательский билет, теперь смогут получить его намного проще – на единой кафедре выдачи или при помощи анкеты.

– Мраморная лестница, этот архитектурный шедевр постконструктивизма, – первое, что видят читатели, когда переступают порог библиотеки, – объясняет Metro директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда. – Она была декорирована несколькими видами мрамора, который поставляли из карьеров из разных уголков Советского Союза.

Её построили вместе с корпусами А и В ещё в 1941 году. Из-за войны работы по отделке интерьеров корпуса А выполнили частично. К ним вернулись лишь в 1953-м, взяв за основу исторические чертежи 30-х гг. XX века архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. С тех пор реставрация в РГБ проводилась один раз – с 2012 по 2018 год – и то коснулась только главного читального зала. Знаменитая лестница оставалась нетронутой. На момент начала реставрации (1 сентября 2021 года) её мраморные плиты были изношены настолько, что уменьшились аж на целых 40 миллиметров! По словам министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, за всё время здесь прошло около 120 млн человек.

В 1956 году знаменитую лестницу дополняла ковровая дорожка.
предоставлено Марией Говтвань, пресс-служба РГБ
В 1956 году знаменитую лестницу дополняла ковровая дорожка.

Решение о реставрации входной группы Ленинки вместе с лестницей было принято после обследований в 2019–2020 годах. Их результаты оказались плачевны – инженерные системы здания и вестибюль не отвечали современным требованиям. И работы стартовали...

– Мы ни на день не прекращали работу библиотеки, и все два года реставрации читатели могли всё так же приходить и продолжать трудиться в читальных залах. Это, наверное, был один из самых сложных моментов во всём проекте, – признаётся Вадим Дуда. – Нам пришлось менять многие процессы: получение читательского билета, гардероб, кафе. Даже изменили схему прохода в библиотеку – перенесли её в 6-й подъезд.

Теперь в крупнейшей библиотеке мира появился красивый, облицованный разными сортами мрамора холл, а гардероб и группа записи сосредоточились в одном пространстве. Изменения коснулись и туалетных комнат – их число выросло. Кроме того, провели и ряд работ, незаметных рядовому читателю, – обновили инженерию, аварийные окна, заменили перекрытия.

Однако реставрация затронула не только внешний вид здания, но и его сервисы. Если раньше получить читательский билет можно было только при личном посещении, то теперь – через госуслуги или сайт библиотеки. Пользователю нужно скачать мобильное приложение, получить QR-код – он заменит пропуск и контрольные листы – и наслаждаться чтением.

– Впереди стоят ещё более глобальные задачи, – приоткрыл завесу тайны директор РГБ, – реставрация второго этажа и холла библиотеки.