ОСКАР

Мультфильм Антона Дьякова "БоксБалет" попал в шорт-лист "Оскара" – интервью с создателем

Аниматор Антон Дьяков рассказал Metro про историю создания его короткометражного фильма, любимых боксёров и родство анимации и балета
Кадр из анимационного короткометражного фильма "БоксБалет".
Предоставлено Антоном Дьяковым
Аниматор Антон Дьяков.

"БоксБалет" попал в оскаровский шорт-лист в категории "Лучший анимационный короткометражный фильм". Картина рассказывает историю любви боксёра Евгения и балерины Ольги. Ранее фильм успел получить призы многих российских фестивалей, в том числе: "Суздальфест", "Короче" и премию "Икар". Отметили работу и на международной конкурсе в Канаде. 

Как вы узнали про попадание в шорт-лист и что было первой реакцией?

Около месяца назад я узнал, что он прошёл в каких-то квалификациях и попал в список из порядка 80 фильмов. Для меня уже это было приятно, потому что фильмов выходит очень много и попасть в отбор со всего света – честь. Потом новостей не было, и я решил, что всё. Но не очень-то расстроился, так как у “Оскара” свои критерии в отборе авторской анимации... 

А на прошлой неделе я неожиданно получил в “Инстаграме” сообщение от серьёзного американского режиссёра, можно сказать, ветерана – Джона Маскера, который сделал полнометражный “Диснеевский” мультфильм “Алладин” и ряд других. Где-то он увидел мою работу, может, он один из отборщиков – не знаю. В общем, Маскер написал, что посмотрел и ему понравилось. 

Когда такие люди находят время сообщить тебе о таком, приятно. Узнать про попадание в шорт-лист было неожиданностью. Конечно, мне жутко приятно, но без истерики, потому что теперь как в Олимпийских играх – ну, давай, жми дальше! (Смеётся). Надо прорываться к победе, но от моих усилий уже ничего не зависит. 

Расскажите о самой идее мультфильма. Есть ли в этой истории реальная основа? Или это чистой воды метафора?

Там сошлось несколько вещей. У меня была небольшая новеллка про историю боксёра. Я её написал под впечатлением знаменитых боёв Тайсона и Холифилда в 90-е, тех самых, с откусыванием ушей и всем прочим. Было два таких больших боя, с реваншем. И Эвандер Холифилд, на которого никто не ставил, победил главного злодея на тот момент в спорте – Майка Тайсона. 

Я потом подробнее изучил историю Холифилда, который оказался очень добрым, набожным человеком. И во мне зародилась мысль о том, что у каждого события, спортивного соревнования есть какая-то подоплёка, внутренняя жизнь... Кроме того, я тогда преподавал в детской анимационной студии – и немного в школе. И заметил, что когда проводишь у детей свободный урок, предлагаешь самим выбрать, что хотят изобразить, то часто они начинают рисовать архетипичных персонажей: мальчики – военных, боксёров, а девочки – принцесс или балерин. 

Возможно, сейчас другие архетипы у детей, другие герои. Но тогда меня это удивило: кто вкладывает детям эти одинаковые образы? Как-то я кому-то ляпнул хохму: чтобы сделать хороший фильм, надо просто угодить девочкам и мальчикам. А значит, если брать архетипы, то достаточно взять принцессу или балерину, а ещё военного или боксёра. 

Тогда ляпнул и ляпнул, а потом в голове всё соединилось с той моей новеллой про боксёра, захотелось вплести в неё отношения. Ведь что у бокса, что у балета – фасад разный, а нутро очень схожее – с его проблемами, преодолениями себя, борьбой... 

"БоксБалет" как раз про это, про то, что и хрупкая балерина, и увалень боксёр в конце концов стоят перед похожими моральными выборами, которые им приходится преодолевать – и цена этому преодолению равнозначная. 

Кадр из мультфильма "БоксБалет".
Предоставлено Антом Дьяковым

Вас самого что-то связывает с боксом и балетом?

Я максимально далёк от этого. Я из художественной семьи, где всё вертелось вокруг художественного, оформительного дела, анимации. Всю жизнь занимаюсь только этим. Я только смотрю трансляции балета, и надо заметить, после работы над этим фильмом я полюбил это дело. 

Во время производства фильма в Питере на студии “Мельница” мы с аниматорами разбирали балетные сцены. Чтобы анимационные кусочки с балетом выглядели убедительно, надо было опираться на реальность. У нас плохо вначале получалось, пока мы не сели и не разобрали какие-то фрагменты классического балета, в частности, "Лебединого озера". 

Когда разобрались в механике балета, я понял, как много роднит этот вид искусства с аниматорским делом. У танцоров выразительный инструмент – тело, а у аниматора – карандаш, которым он выписывает линии. 

А бокс?

К боксу я тоже не имею никакого отношения. Хотя раньше следил за боями. Сейчас уже нет, так как это стало галимым бизнесом. Бокс, конечно, не такое простое дело, как думают многие. И побеждают в боксе не всегда самые сильные, но те, в ком есть воля, внутренний дух, ещё что-то. 

В 90-е я болел за Костю Цзю, для меня он до сих пор самый любимый боец. Он не крупный, такой добрый и тактичный, но из плеяды победителей. По сути фильм "БоксБалет" не о победе и её дивидендах, а скорее наоборот. Победа и поражение порой равны друг другу.

Надеюсь, скоро фильм выйдет. Ведь мы сделали его ещё в 2019 году, но из-за пандемии у него был перерыв. Сейчас активизировался процесс, за этот год он откатал по фестивалям всё, что мог, получил много призов, так что скоро, надеюсь, студия должна его представить широкому зрителю.  

За кого ещё болеем на "Оскаре"

Официальный список всех номинантов на “Оскар” будет оглашен 8 февраля 2022 года. 94-я церемония вручения наград Киноакадемии состоится 27 марта 2022 года в Лос-Анджелесе.

Пока объявили анимационные номинации, а также шорт-лист в категории “Лучший фильм на иностранном языке”. Российская лента "Разжимая кулаки" Киры Коваленко, к сожалению, из длинного списка отсеялась в этой номинации. 

Сейчас в списке, опубликованном на сайте академии, представлены 15 фильмов, в том числе лента "Купе № 6" финского режиссера Юхо Куосманена, в которой главную роль сыграл Юра Борисов.