На 94-м году жизни не стало Виталия Мельникова – режиссёра "застойного" шедевра "Отпуск в сентябре"

Фильмография режиссёра насчитывает более трёх десятков ярких картин, из которых рука не поднимается выбрать лучшие. Metro отобрало свои любимые...
Режиссёр Виталий Мельников.
Ленфильм

Вступительный экзамен Виталия Мельникова во ВГИК принимали Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич. Практику начинающий кинематографист проходил у Михаила Ромма. В 1964 году Мельников стал режиссёром “Ленфильма” и со временем сделался одним из главных “репутационных капиталов” киностудии. Известность пришла к нему в 1966 году, когда он снял комедию “Начальник Чукотки”. Выбор Михаила Кононова на главную роль стал первым из гениальных кастинговых решений режиссёра. Он не считался новатором, не выбивался в звёзды и не стал легендой. Зато Мельников снимал фильмы, которые без единого общего места отражали дух времени. 

Режиссёр Виталий Мельников.
Ленфильм

“Мама вышла замуж” (1969)

Мельников – один из редких не только для советского, но и для мирового кинематографа режиссёров, снимавших мелодраматические фильмы без грана сентиментальности. Это, что называется, жизненный фильм, к тому же совершенно феминистский: о праве женщины на счастье в любом возрасте и с любым количеством детей. У Мельникова вообще много сильных женских образов, а для Люсьены Овчинниковой роль в его фильме стала лучшей. 

“Старший сын” (1975)

Самыми дорогими его сердцу работами Мельников называл две экранизации Александра Вампилова. Сыгравший в фильме роль Сарафанова – пожалуй, сильнейшую в его фильмографии – Евгений Леонов писал в книге “Письма к сыну”: “Какой писатель этот сибирский парнишка Вампилов! Могучий талант”. Ничего откровенно “антисоветского” в произведениях Вампилова не было, но чиновники от культуры смутно ощущали его чужеродность соцреализму. Вампилов писал словно из какой-то вечности, а его Сарафанов, по определению Леонова, “личность из будущего, совершенно лишённая скверны мещанства”. Это очищенное от любой скверны кино разговаривает напрямую с душой человека, как народная песня или, например, небо.

Отпуск в сентябре” (1979)

Великое и, по большому счёту, страшное кино и вершина творчества Мельникова. Ничего “антисоветского” по-прежнему не было, но чиновники не могли допустить демонстрации на экране такого чудовищного уровня депрессии – фильм “лёг на полку” и пролежал до поздней перестройки, когда умерли уже и Вампилов, и Олег Даль, сыгравший Зилова. Наравне с “Осенним марафоном” Данелии и “В четверг и больше никогда” Анатолия Эфроса, где Даль тоже сыграл главную роль, “Отпуск” положил самые тяжёлые могильные камни на могилу “гомо советикус”. От царящей в кадре застойной духоты хочется кричать. Всё самое “антисоветское” снято в СССР.

“Выйти замуж за капитана” (1985)

Ещё одна не слезоточивая, а смешная, нежная и капельку печальная мелодрама о любви двух непохожих. Фильм сделал персонажей Виктора Проскурина и Веры Глаголевой – прямого как шпала военного и модную фотокорреспондентку в завитушках – культовой парой советского кино.

“Царская охота” (1990)

Первый фильм трилогии Мельникова “Империя. Начало” – роскошное историческое полотно, сделанное в копродукции с Италией и Чехией. Для широкого зрителя – любовный трагифарс, разыгранный первым красавцем советского кино Николаем Ерёменко и секс-богиней 1990-х Анной Самохиной. Для всех остальных – любимица Мельникова, великая как никогда Светлана Крючкова в роли даже не императрицы Екатерины, а самой империи, пожирающей всё на своём пути. На афише фильма у неё клыки. 

Светлана Крючкова в фильме “Царская охота”.
Ленфильм