На московской выставке "Поле чудес" Льва Повзнера показали картины-ребусы

В Alina Pinsky Gallery проходит выставка Льва Повзнера, художника-нонконформиста, чья живопись полна цитат из мировых литературных произведений

Свой творческий путь Лев Повзнер начинает вместе с представителями андеграунда, в частности, с Евгением Измайловым и Михаилом Рогинским. 

В конце 90-х он находит свой неповторимый стиль, исследуя в живописи коллажные приёмы многослойности изображения. Тогда же он работает над серией "Спрятанные лица", которая последствии становится одной из самых ярких в его творчестве. 

– В этой серии он использует приём "полиморфизм", когда, разглядывая картину, сначала человек видит одно, но потом осознаёт, что изображение ассоциируется с совершенно другим, – рассказывает Metro Алина Пинская, галерист, куратор выставки. –  Лев Александрович изображал советскую и постсоветскую реальность, пропуская сюжеты через призму разных художественных приёмов из истории искусств, направлений и стилей. 

Арт-критики называют Повзнера "российским Дали", намекая на то, что его картины-ребусы сюрреалистичны. Алина говорит, что сюрреализм сегодня обретает второе дыхание, и фигуративная живопись возвращается. Художникам нравится сегодня играть в сюрреализм, используя в работах его коды. 

– В картинах можно уловить отсылки к Брейгелю, Босху и Арчимбольдо, – объясняет Алина. – При этом у Повзнера совершенно фантастическая палитра с большим количеством сиреневого, розового, синего и голубого, отличная от нонконформистов и художников его поколения. Как-то сказала ему: "Лев Александрович, то, что вы делаете, – это модно". 

Лев Повзнер, начиная серию, её не прекращает. Помимо "Спрятанных лиц", на выставке представлены ещё несколько. "Шпигель" – отзеркаливающая серия. Он будто подносит зеркало к половине картины, и она продолжается сама собой. Для серии "Поле чудес" Лев использует авторский картон, склеенный в технике папье-маше, и приём "картина в картине". В "Траве" главными героями становятся цветы с глазками и ротиками. Эта серия родилась в начале 2000-х после того, как он сломал колено и не мог делать большие форматы. Объединяет их одно: игра автора со зрителем, в которой выигрывает тот, кто умеет читать между строк, обманываться и в этом обмане находить новые образы и смыслы. 

– У Льва Александровича два любимых занятия – чтение и рисование. И, конечно, во многих работах закодированы цитаты из литературных произведений, – говорит Алина. – Например, "Мусор" навеяна Диккенсом и его романом "Наш общий друг". Это антипод драгоценностям и всему возвышенному. Картина "Уехал", чьё второе название "Крик Масловой" – это цитата из "Воскресенья" Толстого. Его картины – как книги, их хочется долго "читать", исследуя каждую деталь.  

Цифра. На выставке – 60 живописных и графических работ из разных серий, в которых переплетаются гротеск, оптические иллюзии, образы истории искусства и поп-культуры.

Выставку можно посетить до 11 мая 2024 года. 

"Три возраста". Серия "Спрятанные лица", 1998 год. Холст, масло.
Alina Pinsky Gallery
"Три возраста". Серия "Спрятанные лица", 1998 год. Холст, масло.
"Аллея имени Финдлея". Серия "Поле чудес",  2000 год. Авторский картон, акрил.
Alina Pinsky Gallery
"Аллея имени Финдлея". Серия "Поле чудес", 2000 год. Авторский картон, акрил.
"Незнакомка". Серия "Трава", 2014 год. Бумага, акрил.
Alina Pinsky Gallery
"Незнакомка". Серия "Трава", 2014 год. Бумага, акрил.
"Розовый шпигель". Серия "Шпигель", 2010 год.
Клеёнка, акрил, акварель, карандаш.
Alina Pinsky Gallery
"Розовый шпигель". Серия "Шпигель", 2010 год. Клеёнка, акрил, акварель, карандаш.
"Художник во дворе". Серия "Шпигель", 2010 год.
Клеёнка, акрил.
Alina Pinsky Gallery
"Художник во дворе". Серия "Шпигель", 2010 год. Клеёнка, акрил.
"Красная дверь". Серия "Спрятанные лица", 2003 год. Холст, масло.
Alina Pinsky Gallery
"Красная дверь". Серия "Спрятанные лица", 2003 год. Холст, масло.
"Профиль". Серия "Спрятанные лица", 1997 год.
Бумага, карандаш, перламутр.
Alina Pinsky Gallery
"Профиль". Серия "Спрятанные лица", 1997 год. Бумага, карандаш, перламутр.
Слева: "Случай в парке". Серия "Приставленные лица", 2014  год. Бумага, акрил. Справа: "Ведьма". Серия "Приставленные лица", 2014 год. Бумага, акрил.
Alina Pinsky Gallery
Слева: "Случай в парке". Серия "Приставленные лица", 2014 год. Бумага, акрил. Справа: "Ведьма". Серия "Приставленные лица", 2014 год. Бумага, акрил.