
В ходе дальнейших обысков правоохранители нашли как минимум ещё две значимые картины, предположительно XIX века, также изъяли рисунки и гравюры. Владельцы особняка знали, что могут быть обыски – и попытались спрятать ценности.
Изначально Кадгиен вообще собиралась продавать особняк, однако журналисты нидерландской газеты Algemeen Dagblad сумели опознать в снимках на сайте недвижимости знаменитую картину. Искусствоведы сразу признали её и высказали предположение, что на фото размещён оригинал.
Но обнаружили картину журналисты неслучайно: они проводили расследование уже долгое время, имея определённые основания думать, что в недвижимости двух дочерей Кадгиена могут скрываться шедевры живописи.
Прокурор Даниэль Адлер поблагодарил общественность, начавшую расследование, которое продолжают правоохранители. Обыски продолжаются, и найти картины не так-то легко.
К слову, сам "Портрет дамы" был отдан правоохранителям через адвоката Кадгиен. Однако следователи всё ещё надеются найти другие шедевры искусства.
А Кадгиен с мужем заключены под домашний арест – по обвинениям в препятствовании к исполнению правосудия.
Преступный путь перевозки шедевра
Изначально картина "Портрет дамы" принадлежала коллекции знаменитого нидерландского коллекционера еврейского происхождения Жака Гудстиккера. Он, спасаясь от преследований нацистов, попытался уплыть в США, но погиб при несчастном случае во время путешествия, неудачно упав в трюм.
У вдовы Гудстиккера одиозный вице-канцлер Герман Геринг за бесценок путём угроз выкупил коллекцию. Её часть досталась помимо него и банкиру Алису Мидлю.
Как картина затем добралась до Фридриха Кадгиена – пока неясно. Сам спонсор нацистов извилистым путём после краха Третьего рейха добрался до пригорода Буэнос-Айреса. По пути он был схвачен союзниками в Швейцарии, однако его решили отпустить из-за готовности сотрудничать и большого состояния, часть которого он смог увезти с собой.
Фридрих Кадгиен, хотя и был прозван союзниками "змеёй низкого сорта", оказался талантливым бизнесменом, и сумел наладить дело и отстроить особняк в прибрежной Мар-дель-Плате. Умер Фридрих Кадгиен в 1978 году.
Предположительно нацисты отняли у семьи Гудстиккера более 1 тыс. картин. В начале 2006 годов нидерландское правительство приняло решение о возврате наследнице Гудстиккера 202 картин из коллекции погибшего голландца. Часть из них, включающие творения Бернардо Белотто и Эль Греко, в 2007 году ушли с молотка за 53 млн долларов.
Почему трудно отыскать краденое
Возврату культурных ценностей мешает несколько факторов. Прежде всего – то, что наследники уехавших в Латинскую Америку нацистов не спешат рассказывать о потерянных сокровищах. Даже последний случай произошёл, скорее, из-за неосмотрительности дочери Кадгиена, а не благодаря систематической работе по возврату культурных ценностей.
– Подсчитать количество вывезенного весьма сложно, тем более что большинство уехавших нацистов и их пособников жили по поддельным документам. Были даже целые колонии уехавших немцев, в том числе в Чили. А Парагвай вообще долгое время оставался антикоммунистической диктатурой и прикрывал приехавших нацистов. Но и другие латиноамериканские страны не спешат тревожить тех, кто стал их гражданами, даже с таким кошмарным прошлым, – подчёркивает в беседе с Metro директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
Он привёл в пример захват Адольфа Эйхмана Моссадом в 1960 году. Тогда еврейские спецслужбы выловили военного преступника и доставили для суда и казни в Израиль. В Буэнос-Айресе после этого прокатилась волна антисемитизма.
– Это было воспринято как грубое вмешательство во внутренние дела страны. При этом аргентинцы при президенте Хуан Доминго Персоне спасали немецких инженеров, которые в частности помогали разрабатывать ракеты и стали уже полноценными гражданами страны, – поясняет эксперт.