Накануне свадьбы Пушкин ел сёмгу и грустил: 195 лет назад поэт женился

В Мемориальной квартире Александра Сергеевича Пушкина на Арбате отмечают двойной юбилей: свадьбы поэта и основания музея
Накануне свадьбы Пушкин ел сёмгу и грустил: 195 лет назад поэт женился
Елена Купцова
В этой комнате Пушкин собрался с друзьями накануне свадьбы.

Многие видели в конце Арбата возле метро "Смоленская" небольшой, выкрашенный голубой краской двухэтажный особняк. Именно здесь ровно 195 лет назад началась семейная жизнь Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Гончаровой. 

– Среди всех пушкинских музеев этот выделяется особо, – поясняет директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырёв. – Эта квартира овеяна пушкинским счастьем.

На момент заселения сюда Пушкина дому исполнилось уже полвека. Менее чем за месяц до свадьбы, 23 января 1831 года, поэт снял на полгода за две тысячи рублей ассигнациями пять комнат второго этажа, антресоли, конюшню, каретный сарай, кухню и нанял прислугу. На первом этаже в обычное время проживала экономка хозяев дома, старинного семейства Хитрово, но в Москву добралась холера, и они решили задержаться в Орле. Сейчас на первом этаже в витрине размещена маклерская книга, где можно прочитать следующие предупреждающие постояльцев строки: "Буде чего не явится или будет разбито, изломано или замарано, то за повреждённое заплатить то, чего будет стоить, или привезти в случае отъезда иногородних". В случае пожара, сказано в той же книге, Пушкину надлежало уплатить за дом 50 тысяч рублей государственными ассигнациями.

В течение всей жизни у Пушкина не было своего жилья, исключая годы, проведённые в родительском доме. В Петербурге он жил на квартирах друзей и в трактирах, в Москве – у дяди Василия Львовича на Старой Басманной или у друга Сергея Соболевского, чей дом стоял на нынешнем Новом Арбате. 

– Так что выбор квартиры накануне свадьбы на Арбате был неслучаен: эти места были Пушкину хорошо знакомы, улица была престижная, а квартира компактная, всего из пяти комнат – не надо переплачивать лишнего, – поясняет Евгений Богатырёв.

Дом на Арбате, который снял Пушкин перед свадьбой.
Авилов Александр / АГН "Москва"
Дом на Арбате, который снял Пушкин перед свадьбой.
Через несколько дней женюсь. Заложил я моих 200 душ. Взял 38 000 [рублей]. И вот им распределение: 11 000 тёще, которая непременно хотела, чтобы дочь её была с приданым, 10 000 Нащокину, для выручки его из плохих обстоятельств. Остаётся 17 000 на обзаведение и житие годичное.
Из письма Александра Пушкина Петру Плетнёву

Накануне свадьбы, 17 февраля 1831 года, Пушкин собрал в квартире холостяцкий обед – мальчишник, на который пригласил ближайших друзей: младшего брата Лёвушку, поэтов Петра Вяземского, Николая Языкова, Дениса Давыдова и других. В те годы подобное мероприятие разительно отличалось от того, каким рисуют мальчишники в современных кинофильмах. Свадьба для человека XIX века была действительно эпохальным событием, означавшим окончательный разрыв с родительским домом и начало серьёзной, полной ответственности за жену и детей жизни, которую уже никак не поддерживали родители. Поэтому, как правило, будущий жених собирался с друзьями для душевных разговоров, чтобы послушать советы и наставления от уже женатых товарищей и получить моральную поддержку.

Мальчишник Пушкина тоже был лишён какого-либо буйства и очень скромен с точки зрения угощения: осталось упоминание только о свежей сёмге. Рыбой закусывали шампанское, без которого, конечно, не обошлось: поэты Денис Давыдов и Николай Языков потом не скрывали в письмах друг другу, что напились и не помнили, какие стихи пытались друг другу же прочитать. Что касается главного героя вечера, то, по сохранившимся воспоминаниям, он тоже читал свои стихи, "прощаясь с молодостью" и "был необыкновенно грустен, так что гостям было даже неловко". Что именно читал поэт – тоже до сей поры неизвестно: участники вечеринки Языков и Баратынский писали, что не видели и не слышали этих стихов потом нигде. 

– По нашим предположениям, это могло быть что-то из того, что он написал осенью в Болдино, включая восьмую главу "Евгения Онегина", где есть известные строки: "Блажен, кто смолоду был молод", – предполагает Евгений Богатырёв.

Разместилась мужская компания в столовой, которая располагается сразу за гостиной: посреди длинной комнаты сейчас стоит большой стол, который раньше называли "сороконожкой". Вероятнее всего, такое название он получил по числу ног сидевших за ним 20 человек. Сейчас на столе приборы стоят на 11 человек – по числу гостей пушкинского мальчишника, чьи портреты смотрят со стен на посетителей. В примыкавшем к столовой кабинете поэта они, видимо, продолжили свой отдых. От "щегольской", по определению друзей Пушкина, обстановки дома Хитрово до наших дней, к сожалению, дошёл только маленький столик – всё убранство нынешнего музея воссоздано на основании вкусов и предметов той эпохи. Но в кабинете Пушкина, где собрались гости мальчишника 195 лет назад, сейчас лиловые, под бархат, обои не просто так: его облик воссоздан по точному описанию сына Вяземского Павла, который принимал участие в свадебных торжествах.

В кабинете поэта почти такие же лиловые обои, как и 195 лет назад.
Елена Купцова
В кабинете поэта почти такие же лиловые обои, как и 195 лет назад.

Несмотря на грустное настроение Пушкина накануне свадьбы и испугавшие его предзнаменования на венчании (он обронил кольцо, а с аналоя упали крест и Евангелие), в этом доме на Арбате он был счастлив с молодой женой. "Я женат – и счастлив, – пишет он своему другу Петру Плетнёву. – Одно желание моё – чтоб ничего в жизни моей не изменилось: лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился".

Пушкин венчался в церкви Святого Вознесения – родился он тоже в праздник Вознесения, и все важнейшие события в его жизни, по его словам, всегда совпадали с этим днём. Интересно, что музей в "свадебной" квартире Пушкина открылся тоже в день его свадьбы, в её юбилейную годовщину, 18 февраля 1986 года. И сегодня здесь вместе с юбилеем венчания Пушкина празднуют 40-летие открытия музея, создание которого было своего рода подвигом: его обстановку приходилось воссоздавать из переделанных для 72 человек коммунальных квартир. Возможно, счастливую судьбу этому чудом сохранившемуся дому определило и то счастье, которое великий русский поэт здесь когда-то испытал.