
Вокруг одного из перекрёстков над Лефортовским тоннелем – сплошь исторические объекты. На спуске под горку вниз, к Яузе, возвышается старинная старообрядческая Покровская церковь, выше в гору – палаты купца Щербакова XVIII века с сохранившейся первозданной планировкой, возле них – здания Ремесленного и начального училищ имени Морозовой. Свернув за угол соседнего строения, неожиданно оказываешься во дворике с красными фонариками, вывесками на китайском и микроавтобусом с нарисованным на нём драконом.
– Найти подходящее место для изображения Дальнего Востока в Москве и Подмосковье было крайне затруднительно, – рассказывает Борис Акопов, режиссёр сериала "Обнальщик", эпизоды которого и снимают в этом скрывшемся от глаз посторонних уголке.
И если интерьерную или в пределах вот такого небольшого дворика съёмку можно "выдать" за дальневосточную за счёт усилий художников, то для натурной нужен только дальневосточный пейзаж.
– На московских улицах нет нужного рельефа, а в Приморском крае, наоборот, нет ни одной улицы без рельефа, поэтому снимать здесь Дальний Восток очень трудно, в кадр сразу лезет какая-то неправда: не та архитектура, не те машины, лес другой, растительность другая, – перечисляет оператор-постановщик Михаил Дементьев.
Борис Акопов признаётся, что в сценарии его привлекла история семьи и то обстоятельство, что место действия – именно Дальний Восток.
– Мне интересно расти самому и смотреть, чем живут регионы, – рассказывает Акопов. – На Дальнем Востоке до этого не был, поэтому было любопытно узнать людей, посмотреть на эти места и "вырастить" из сценария что-то своё. Очень важна фактура региона с его морской тематикой: заливы, порт – всё это влияет на одежду, людей, харизму...

В центре сюжета сериала – история об отношениях отца (Александр Яценко) и его сына Лёши (Фёдор Кудряшов): юный программист придумал приложение для торговли криптовалютой, но развивать его неожиданно приходится в криминальном направлении, поскольку его отец запутался в долгах и оказался в беде. Отец и сын зарабатывают на обналичивании "теневых" миллионов для представителей преступного мира. Никому из них это не по душе, но вырваться из паутины, в которую они попали, всё сложнее...
Выдуманный провинциальный город Приморского края, в котором разворачивается эта история, снимали в основном во Владивостоке и Находке.
– Находка больше подходила по архитектуре и густонаселённости, но снимали и на окраинах Владивостока, потому что там безумно красивый рельеф с элементами промышленного пейзажа и негламурные ракурсы, – рассказывает Михаил Дементьев.
Оператор и режиссёр признаются, что быстро договорились по поводу видения того, каким должен быть будущий сериал. Поднаторевшему в документальном жанре Акопову оказалось близко желание Дементьева избавиться от "приглаженности" и постановочности картинки в кадре: некоторые сцены даже переснимали, чтобы убрать излишний "кинематографизм". Снимают "потоком на ручную камеру", по словам Дементьева.
– Борис работает очень быстро, и мы сразу нашли общий язык относительно документальной стилистики и скорости съёмки, – рассказывает Михаил Дементьев.

В справедливости этих слов можно убедиться сегодня на площадке: на наших глазах достаточно динамично отсняли две сцены возле импровизированной кондитерской. В первой сцене к владелице тортов и пирожных Алёне (София Лопунова) приезжают на машине за партией сладостей Лёша с папой: после погрузки тортов в багажник Лёша отдаёт обрадованной успешностью своего бизнеса Алёне конверт с выручкой. Между дублями Акопов советует дать "больше воздуха" и указывает, что артистов видно не во всех камерах: "Оператор вас не видит".
– Откуда нам такие вещи знать – что он видит, а что он не видит? – как всегда, отшучивается Александр Яценко. – Мы что, живём с оператором?
На наш вопрос, часто ли ему приходится на съёмочной площадке воспитывать молодых артистов, Яценко умело мешает шутки с серьёзными суждениями.
– Знаете, как бывает: совершишь какой-то неправильный поступок, и вся жизнь из-за него начинает меняться в ненужную сторону, – говорит Александр. – И потом очень трудно отмотать назад, признаться, что был неправ, извиниться и начать что-то менять… Наш сериал именно об этом: как человек делает ошибку и пытается из неё вырулить. Михаил не очень хороший человек и отец, но любовь к сыну и жене не даёт ему окончательно превратиться в преступника.

В отличие от опытного Александра Яценко, который играючи воплощает любой образ, студент 4-го курса Школы-студии МХТ Фархад Мухаметзянов к своей роли готовился серьёзно: спросил у режиссёра, какие референсы взять и на что ориентироваться, но неожиданно получил ответ, что никакие. На этом он, однако, не успокоился и самостоятельно нашёл для своего персонажа краски в окружающей жизни.
– Я ходил по Владивостоку, смотрел, слушал молодёжный лексикон, пытался улавливать местные словечки, – рассказывает Фархад. – Например, выражение "накрутить бигудей" означает "набрать проблем". Или вот ещё аналогичное мне понравилось – "раскидать обезьяну".
Борис Акопов такие жизненные наблюдения наверняка будет только приветствовать: он признаётся, что не хочет отказываться от полюбившихся ему приёмов документального кино.
– Стремлюсь пестовать в своём творчестве именно документальное видение, потому что документалистика, как мне кажется, "подбирается" ближе к сердцу зрителя, больше на него воздействует, – говорит Акопов. – Я люблю, когда документальное кино похоже на игровое, а игровое на документальное, мне интересен этот киноязык.

Такую сложную тему, как передвижение цифровых денег в виртуальном пространстве, документально показать в художественном проекте сложно, поэтому мир криптовалюты будет подан зрителю так, чтобы сохранить и свою тайну, и одновременно увлечь.
– Профессионал может посмотреть и сказать, что мы зрителя немножко путаем, а обычный зритель должен подумать, что всё понял, – интригует Акопов. – Мы расскажем и о развитии NFT – сертификатов на владение уникальными цифровыми объектами, которые только появились в 2012 году, времени сюжета сериала. Материализация в виде визуально ярких вещей вроде сумок с деньгами у нас сериале, конечно, будет.
Правда, на вопрос, какие деньги им больше по душе – виртуальные или наличные, участники съёмочной группы пока чётких ответов не дают.
– Виртуальные, наверное, – задумывается Александр Яценко. – Хотя на днях я был на Преображенском рынке и понял, что без нала там делать нечего. Всё на рынке только за нал. Сало купил – за нал, нектарины – за нал…
Так что с одними цифровыми деньгами пока сложно везде: и в кино, и в жизни.