МОСКВА

Наши прапрабабушки гуляли в красных сарафанах с полумесяцем на голове

В музейно-выставочном центре "Тушино" открылась выставка дизайнера Владлены Гринблат "Старые традиции". Репортёр Metro оценила дизайнерские кокошники
Золотой лунник.
Василий Кузьмиченок.

Пытаюсь разглядеть старинные головные уборы через открытую дверь, пока жду билет. Из соседнего зала слышны голоса оперных певцов – распеваются перед концертом. 

Дизайнера кокошников на выставке нет – очень жаль. Зато чувствуется искренняя любовь Владлены к русским традициям. На выставке ярко-красные стены. Все экспозиции сливаются в один цвет, но ненадолго. Потихоньку начинаю различать картины с деревенскими церквушками и нарядными девушками с румянцем на щёчках.

Изящные и хрупкие, женские головные уборы XVII–XX веков хранятся под стеклом. Необычные для современной модницы "короны" выполнены в технике "золотное шитьё в прикреп" – это древний способ вышивания, где используются золотые и серебряные нити. Головные уборы также украшены блёстками, монетами и бархатом. Не верится, что такая тонкая работа была проделана женскими руками вручную.  

Реплики кокошников русского Севера выполнены другим мастером – Екатериной Беловой. Они украшены лентами, жемчугом и молочным перламутром. Но это маленькое украшение на дамскую головку ничто по сравнению с золотистым лунником с зелёной бусиной посередине. Это самый большой кокошник на выставке. Почему раньше именно новгородские девушки носили гигантский полумесяц на голове – непонятно, но выглядит очень эффектно.

Замечаю, как на выставку заходят две весёлые бабушки. Пенсионерка в зелёной кофточке удивленно смотрит на стеклянное ожерелье, которое лежит рядом с кокошником ради красоты: 

– А я такими бусами только ёлку наряжала! Но на шею не надевала! 

– Их раньше девушки надевали как бусы. У тебя теперь есть возможность попробовать примерить их дома, – смеётся подруга в сером кардигане. 

Кроме коллекционирования старинных женских уборов Владлена создаёт современные арт-кокошники, украшенные аметистами, топазами, перламутром и хрустальными стразами. Больше всего удивляет, как искусно художница добавила в убор кружево ручной работы. Сразу вспоминаю образ пышной купчихи с блюдцем чая в руках. 

Фантазия разыгрывается настолько, что хочется пойти в пляс в старинном женском костюме XVIII–XX веков! Слегка потёртые, с торчащими ниточками, но очень женственные шерстяные платья красных и белых цветов переносят в прошлое. Зря современные девушки постоянно носят чёрные брюки и спортивные штаны вместо ярких сарафанов. 

Читайте также: Московский транспорт с пассажирами изобразили акварелью, карандашами и даже фломастерами 

Дизайнерские кокошники.1/3