Не бойтесь меняться: живые истории предпринимателей Москвы

Городские власти разработали антикризисную кампанию "Меры приняты". Metro решили выяснить, как эта программа работает на практике
Не бойтесь меняться: живые истории предпринимателей Москвы
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Братья Денис и Василий Лялины создают книжки для детей

Бывает так, что успешные и состоявшиеся люди хотят кардинально изменить сферу деятельности. Некоторые из них боятся неудачи и сомневаются в собственных силах, но есть и те, кто сделал шаг навстречу мечте и смог найти себя в новом деле. Однако на  долю смельчаков выпало непростое время, связанное с пандемией, сложной международной обстановкой и санкционным давлением. Но уже в самом начале зарубежных ограничений городские власти разработали антикризисную систему поддержки предпринимателей и запустили кампанию "Меры приняты". Благодаря ей многие  смогли сохранить бизнес и даже продолжить развитие. Поговорили с предпринимателями Москвы о том, как они нашли свой путь, уверенно ли чувствуют себя в настоящем и могут ли опереться на "плечо" города, а также о том, каким они видят завтрашний день.

Желание помогать людям открывает новые грани

Александр Дудник, директор по развитию бизнеса компании "Смарт Девайс Менеджер", сооснователь интеллектуальной системы обнаружения воды "Каплестоп". В прошлом — пластический хирург.

Александр Дудник
NATALIYA_GARTSEVA / WWW.NGARTSEVA.COM
Александр Дудник

– История началась с того, что мы с моими товарищами – программистом и инженером – хотели сделать умный матрас, который мог бы облегчить жизнь лежачих больных и медперсонала, – вспоминает Александр. – Когда у человека поднимается температура, он начинает потеть. И датчики в матрасе должны были улавливать эту влагу и сразу подавать сигнал врачу. Чтобы датчики не мешали пациенту, мы сделали их максимально компактными – не толще шнурка. Параллельно создали и разработали программное обеспечение. Со временем пришла идея использовать наше изобретение для обнаружения протечек в водопроводных трубах и других местах.

Александр в шутку называет свой бизнес "стартапом, который сделали старпёры", ведь каждому участнику их проекта уже за 40. Однако именно жизненный опыт и профессиональный успех в других областях помогли бизнесменам создать что-то новое.

– Наш клиент устанавливает на трубы датчики, а в случае неполадок система "Каплестоп" отправляет пользователю сообщение о том, что в конкретном месте произошла протечка – точнее, начало протечки – ведь система реагирует даже на каплю. Также сервис позволяет с помощью программного обеспечения перекрыть соответствующую трубу. Аналогов нашей системе на рынке сейчас нет. Другие компании предлагают гораздо менее чувствительные и более громоздкие сенсоры, которые можно использовать только в промышленности. А наш "Каплестоп" можно применять и на предприятиях, и в частных домах, и в квартирах. 

Руководитель компании отмечает, что благодаря компактности датчиков – диаметр 2,5 мм –  их можно незаметно установить даже на потолке. И если сенсор сработает, пользователь будет понимать, что трубы прорвало не у него, а у соседа сверху. Кроме того, в компании разработан специальный датчик для канализации, который позволяет сообщить о том, что скоро появится засор – за 1–2 дня. Ещё один тип сенсора можно укладывать рядом с трубами в недоступных местах или в строительную смесь, чтобы точно знать, когда высохнет стяжка.

"Каплестоп" – стартап Александра Дудника.
NATALIYA_GARTSEVA / WWW.NGARTSEVA.COM
"Каплестоп" – стартап Александра Дудника.

Александр признаётся, что после смены сферы деятельности он избавился от постоянного психологического напряжения:

– Быть врачом – это значит работать 24 часа в сутки. Раньше я не мог выключить телефон даже в театре, а ночью реагировал на каждое сообщение, поскольку вопросы здоровья не терпят ни малейших отлагательств. Кроме того, когда росли мои старшие дочери, я практически их не видел, поскольку был начинающим хирургом и почти постоянно находился в клинике. А сегодня благодаря IT-производству у меня остаётся гораздо больше времени на младшего ребёнка, на жену и себя. Но что как врач я смог принести в новый бизнес, так это большую щепетильность и ответственность. 

Александр рассказывает, что значительную помощь стартапу оказал грант Правительства Москвы. Бизнесмен отмечает, что представители властей объяснили, как правильно заполнить все документы и избежать бюрократических проволочек, поэтому от первого разговора до получения денег прошло всего 1,5 месяца. Грант в 1,9 млн рублей компании выдали на подготовку и проведение пилотного тестирования "Сигнализации обнаружения протечек воды и канализационных стоков". Сейчас Александр с партнёрами реализуют проект в городском технопарке "Слава", который оказал молодой компании хорошую информационную поддержку, оказавшуюся не менее значимой, чем финансовая. Теперь в планах бизнесменов улучшать систему, увеличивать число её пользователей, а также окончить разработку "умного" матраса, идея которого положила начало успешному стартапу. 

Если пышка столичная, то в ней прекрасно будет всё

Елена Тер-Овсепян, совладелец кафе "Московские Пышки" на Новом Арбате, параллельно занимается бизнесом по производству одежды.

Елена Тер-Овсепян
предоставлено пресс-службой
Елена Тер-Овсепян

Внешне пышка напоминает пончик, но сделана она немного из другого теста, и в ней нет начинки. Но если полакомиться пончиками в некоторых районах столицы ещё можно, то попробовать пышки было практически негде. Впрочем, уникальность кафе не только в этом.

– Помимо классических пышек с сахарной пудрой мы предлагаем к ним различные топинги (сладкие соусы) со вкусом шоколада, карамели, клубники, банана, сгущёного молока, белого шоколада, фисташки и двух видов бабл-гам, – рассказывает Елена. – Совсем недавно появилась возможность дополнить пышку мороженым. Готовим мы наш продукт из самых качественных ингредиентов. При этом понаблюдать, как замешивается тесто или жарятся пышки, может любой желающий – у нас открытая кухня.

Теперь в планах предпринимателя открыть ещё несколько кафе в разных районах города и расширить меню. Однако глобальных изменений ждать не стоит: классическая рецептура пышек меняться не будет, а вот ассортимент топингов и других добавок может существенно расшириться.

По словам Елены, открыть своё кафе она хотела давно. Исполнить своё желание предприниматель решила, узнав, что можно получить грант на открытие новых точек быстрого питания от Правительства Москвы. Полученные 1,5 миллиона рублей здорово помогли Елене:

– Мы смогли немного выдохнуть и направить все силы на раскрутку. Грант дал время, чтобы заведение вышло "в плюс". Нам удалось сохранить доступную цену на продукцию – 3 пышки с сахарной пудрой стоят у нас всего 120 рублей, а в других местах цены ощутимо выше. Кстати, наши конкуренты зачастую торгуют продукцией, которую им привозят замороженной. Мы же всё готовим "с нуля" прямо перед нашими посетителями.

Пышки в кондитерской готовят "с нуля", прямо посетителями.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Пышки в кондитерской готовят "с нуля", прямо посетителями.

Кафе находится на Новом Арбате в историческом здании, где раньше был роддом, и одним из гостей "МосПышек" стал человек, когда-то в нём родившийся. Но популярным заведение стало не только за счёт расположения в знаменитом районе. Работники пышечной – молодые ребята, которые не только быстро и профессионально обслуживают гостей, но и доброжелательно относятся к ним, находя индивидуальный подход к каждому. В результате люди могут вкусно перекусить, а также зарядиться хорошим настроением на весь день.

С появлением своего кафе жизнь Елены Тер-Овсепян ощутимо изменилась:

– Времени у меня стало меньше, а забот больше. Но это компенсируется положительными эмоциями, ведь общепит – это сфера, где сразу встречаешься с живыми отзывами людей. Чтобы лучше разобраться в особенностях этого бизнеса, я сама работала в зале, стояла за кассой. И когда ты понимаешь, что у кафе появляются  постоянные клиенты, которые приходят к тебе снова и снова, это заряжает тебя энергией и мотивирует двигаться дальше.

Дальше действовать будут IT-специалисты

Братья Денис и Василий Лялины, сооснователи детского издательства "Я могу!". В прошлом – работники IT-сферы.

Братья Денис и Василий Лялины
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Братья Денис и Василий Лялины

Издательство "Я могу!" – яркий пример семейного бизнеса. Его ведут два брата – Денис и Василий и их жёны – Ирина и Наталья (кстати, сёстры!). Компания выпускает развивающие тетради для улучшения памяти, внимания, мелкой моторики, рассчитанные на детей дошкольного возраста.

– Каждое наше задание – это увлекательный сюжет, по ходу которого малышу нужно проходить лабиринты, клеить наклейки, раскрашивать героев, рисовать, – рассказывает Денис. – Например, есть задания про устройство Солнечной системы или ледокола. Кроме того, тетради устроены так, что ребёнку необходимо обсуждать задания с родителями. Это очень важный момент, поскольку в современном мире взрослые мало общаются со своими детьми.

Отдельная гордость издательства – буквари "Я могу читать сам!" и "Школа Бобочтения". Удивительная методика, благодаря которой ребёнок не только научится читать, но и полюбит чтение! 

Братья выпускают детские книжки.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Братья выпускают детские книжки.

Бизнесменам очень помогли субсидии на работу в маркетплейсах и кредиты по льготной ставке. Также столичные власти компенсировали "Я могу" затраты за покупку оборудования.  Недавно издательство приобрело листоподборочно-брошюровальную линию для своего производства. Компании выделен грант для компенсации этих затрат. Они как раз планируют расширять производство и закупать дополнительное типографское оборудование, так что поддержка от города придётся им вовремя. Братья отмечают, что при оформлении льгот практически не возникает бюрократических проволочек, а механизм получения льгот предельно понятен. Впрочем, это не единственная помощь от властей.

– Нас освободили от таможенной пошлины при покупке бумаги за границей, – рассказывает Василий. – Ну и, наконец, ещё одна очень существенная помощь нам – это возврат НДС.

Предприниматели гордятся тем, что получают множество восторженных отзывов. В них родители рассказывают, как их дети отказываются смотреть мультики или ложиться спать и просят ещё позаниматься. Всё благодаря неординарному содержанию и качественной полиграфии. 

Перед тем как организовать издательский бизнес, все четверо основателей работали в IT-сфере, где достигли немалых высот. Однако новое дело подарило им не только финансовый успех, но и моральное удовлетворение. 

–  Каждый день у нас есть стойкое понимание, что мы занимаемся полезным делом, – признаётся Василий. – От этого складывается внутренняя гармония, возникает ощущение, что живёшь не зря! При этом предыдущий опыт здорово нам помогает. Благодаря ему мы смогли выбрать и разработать оборудование и грамотно выстроить производственные линии. Когда станки ломаются, часто мы сами их разбираем и чиним. Пожалуй, если бы мы были гуманитариями, вряд ли получилось бы организовать полный цикл производства своими силами. К тому же физмат-образование учит мыслить нестандартно и при этом структурированно, что для бизнеса крайне важно. 

Теперь в планах предпринимателей расширение числа потребителей в России и СНГ. Также, вопреки международной обстановке, издательство "Я могу!" начало выход на зарубежные рынки – развивающие тетради уже покупают на интернет-площадках Великобритании.

Лимонад из бузины заменит вредные красители

Денис Ковалёв, генеральный директор фирмы Lemonardo. В прошлом – программист и основатель рекламного агентства".

Денис Ковалёв
предоставлено пресс-службой
Денис Ковалёв

Перед тем как открыть своё дело, Денис работал программистом, а потом занимался рекламой. В определённый момент молодой человек понял, что эта деятельность не удовлетворяет его морально и вызывает только головную боль. Духовные поиски привели Дениса в Таиланд, где он жил около года. Перезагрузившись на морях, он начал искать незанятую нишу и вскоре обнаружил, что по непонятной причине на российском рынке нет натуральных лимонадов. Денис ринулся в бой, и его затея обернулась успехом. Вместе с этим изменилось и внутреннее состояние бизнесмена:

– Сейчас мне стало гораздо спокойнее. Хотя проблем, конечно, море. Бизнес ведь это не так, что ты лежишь на диване, деньги лопатой гребёшь, а у тебя само всё делается. Но всё равно я доволен, поскольку когда ты создаёшь что-то своё – это клёво! 

Компания занимается производством лимонадов на основе натурального сока. В них нет красителей, консервантов и сахара. По словам Дениса Ковалёва, в ассортименте Lemonardo множество необычных вкусов. Например, есть напиток из ревеня или из корней одуванчика и лопуха. Существует также лимонад из экстракта цветов бузины, который напоминает знаменитое советское ситро. Впрочем, есть и более привычные вкусы вроде малины, клубничного мохито или маракуйи. Но и они заметно отличаются от того, что мы привыкли видеть в магазинах:

– Для того чтобы приготовить, например, "Тархун", мы закупаем свежие ингредиенты прямо в Армении и сами перемалываем их. Пускай лимонад получается не таким ярко-зелёным из-за отсутствия добавок, но зато аромат у него очень приятный и необычный.

Впрочем, были в истории компании и непростые времена:

– Когда началась эпидемия коронавируса, я думал, что мы просто-напросто не выживем. Многие наши клиенты покинули рынок с долгами и не заплатили нам. Пандемия стала для Lemonardo серьёзным испытанием. Предприятие спас онлайн-рынок, который на волне закрытия ресторанов и других заведений начал очень сильно взлетать. Мы сумели быстро переориентироваться на сетевые площадки, которые вытащили нас из этой сложной ситуации. 

Благодаря программе поддержки предпринимателей компания смогла выйти на китайский рынок.
предоставлено пресс-службой
Благодаря программе поддержки предпринимателей компания смогла выйти на китайский рынок.

Также Денис рассказывает, что во время пандемии фирму поддержали столичные власти в лице Московского экспортного центра. Благодаря программе поддержки предпринимателей компания смогла выйти на китайский рынок. Например, Lemonardo разместилась на крупнейшем китайском маркетплейсе Tmall – одном из самых популярных продавцов среди московских компаний. Сейчас московский бренд входит в число самых популярных продавцов на нём. Также в этом году было одобрено размещение на другой крупной китайской платформе – Wechat – продажи там скоро начнутся. Кроме того, сейчас Денис надеется получить льготный заём, который ощутимо поможет развитию бизнеса. Также в планах компании получить льготную промышленную ипотеку, поскольку имеющегося помещения уже не хватает. 

За всё это время Денис Ковалёв накопил солидный опыт и теперь ему есть что посоветовать начинающим столичным бизнесменам:

– Пусть звучит меркантильно, но надо научиться считать деньги. Необходимо нарисовать себе хотя бы базовый бизнес-план, где будут обозначены себестоимость продукции, рыночная цена и количество необходимых продаж. Такой подход необходим, чтобы окупить расходы на аренду и зарплату и понять, хватит ли твоего личного финансового запаса, пока компания выходит на прибыль. А ещё я хочу сказать, что если ты принял осознанное решение открыть своё дело, не надо слушать всяких советчиков, которые будут говорить "да ну, это всё ерунда", "иди работай как все" и так далее.  Нужно поставить себе конкретную цель и идти к ней несмотря ни на что.