Не стать "лохом": как аферисты готовятся к обману и прописывают в скриптах все диалоги

Иногда мне звонят мошенники, и я начинаю их троллить. Обожаю выводить их из равновесия, ломать заготовленные словесные формулы, без которых они безоружны
Не стать "лохом": как аферисты готовятся к обману и прописывают в скриптах все диалоги
Copyright (c) 2022 fizkes/Shutterstock
Никому не передавайте данные своей карты.

Утро началось со звонка целого майора полиции Будницкой Екатерины Евгеньевны, которая буквально затараторила в трубку: 

 – Здравствуйте! Мы проводим расследование по факту мошенничества банковских сотрудников и возбуждения уголовного дела, но не в отношении вас. 

Услышав это, я усмехнулась. А дальше последовал рассказ о том, как злые банкиры обворовывают граждан и как доблестная майорша жаждет это остановить. Причём жаждет так, что ей позарез понадобились мои паспортные данные и номера карт. Мой вопрос, из какой тюрьмы вы звоните, вывел тётку из себя.

Я поспешила пресечь этот поток сознания, сказав, что следователи и сотрудники банков вообще-то не звонят гражданам.

– А вот мы звоним! – нашлась дама.

– Потому что вы мошенники, – сказала я.

– В таком случае с вас штраф тысяча рублей! – крикнула дама и бросила трубку.

Я пожала плечами: а куда платить-то – на деревню дедушке?

Один мой приятель недавно оторвался на такой аферистке: 

– А что вы будете делать с наворованными деньгами? Коттедж купите? Или новый построите? Так я помочь могу со строительной техникой!

Но доверчивых людей, к сожалению, много, и я решила проверить бдительность знакомых, совершив "звонок из банка".

В Интернете нашла обучающие материалы по разводу "лохов" – скрипты. Потенциальные жертвы значатся там как "лохи": 

– Чтобы обработать лоха, нужно войти в доверие, вежливо с ним разговаривать. Используйте методы сонастройки, вызывайте на откровенность. 

Итак, я вооружилась заготовками. Люди меня не узнавали и были излишне доверчивы, что сильно огорчило.

Из восьми человек пятеро (!) поверили, что "счета в опасности". К примеру, 29-летняя Вероника так прониклась диалогом, что уже собиралась назвать все данные по своей карте, а 67-летняя Алла Григорьевна начала рассказывать, в каких банках у неё накопления, и стала советоваться, куда их перевести, чтобы не добрались мошенники. Пришлось напомнить: нельзя вступать разговоры о своих накоплениях и картах с кем бы то ни было. Надеюсь, что, когда позвонят настоящие мошенники, они не растеряются.

А вот мужчины, кстати, все проявили бдительность, "послав меня с порога". Молодцы!

Интернет-мошенников по-прежнему очень много. Будьте бдительны!
графика Андрей Казаков
Интернет-мошенников по-прежнему очень много. Будьте бдительны!
Три вопроса о безопасности 
Советует Екатерина Жарова, психолог

1. Кто чаще всего попадает под влияние аферистов? 
– Наиболее уязвимы одинокие люди и пенсионеры. Мошенники сбивают их с толку быстрой речью, частым упоминанием статей Уголовного кодекса и нагнетанием тревожности. Их тактика: не дать опомниться, говорить напористо. И тогда человек как под гипнозом отвечает на все вопросы.

2. По каким признакам ещё можно распознать мошенников?
– В основном в скриптах всё стандартно: звонят либо от лица сотрудников полиции или специалистов Центробанка. Используют фразы "Фиксирую ваш ответ", "Паспортные данные передавали каким-либо брокерским, инвестиционным компаниям?", "Уточните последние действия по дебетовой карте", "Ваше право нам не верить, мы хотим помочь". То есть методы давления ощутимы. 

3. Что нужно делать, чтобы не попасть на эти уловки?
– Сразу пресекайте разговор, когда незнакомцы называют вашу фамилию и просят что-то уточнить по банковским счетам. Не вступайте в диалог, блокируйте такие номера.