"Небанальные" шедевры из собрания отечественных музеев собрали в одном месте

Экспозиция в ГМИИ им. Пушкина посвящена диалогу между отечественной и европейской живописью и открывает глаза на новые связи и влияния
"Небанальные" шедевры из собрания отечественных музеев собрали в одном месте
Василий Кузьмичёнок
Картина Александра Куприна "Пейзаж (Терраса)" (1910) похожа на Ван Гога, правда? И его колористика, и его образность легко здесь прочитываются.

Выставка "После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством" объединила полотна из фондов Пушкинского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея в Санкт-Петербурге, а также большого количества музеев из разных городов России и собраний частных коллекционеров.

– Да, часть из представленного вы можете увидеть в галерее в любое время, но в таком формате появляется новый контекст, – рассказывает куратор выставки, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Анна Познанская. – У нас давно было желание сделать что-то подобное. И ведь обычно в музеях всё висит по направлениям, стилям или по коллекциям, но теперь мы наконец показали по годам, показали, как меняется искусство.

К хронологическому путешествию добавился и совершенно новый охват – специально для выставки в залах представили и русских художников. Среди картин Моне, Гогена, Ван Гога и Матисса появились Тархов, Коровин, Василий Рождественский, Михаил Иванов, Борисов-Мусатов.

И лично для меня эта выставка – в пользу последних. Знакомство с "Ван Гогом по-русски" (искусствоведы простят мне такое ругательство?) стало ценным обогащением моего культурного багажа. И не только с Ван Гогом – ещё с по-русски эфемерными улицами Моне, натюрмортами Матисса, символизмом Пюви де Шаванна...

Здесь наши живописцы с европейскими сталкиваются, хотя лучше сказать – ведут диалог, на расстоянии пары метров друг от друга.

Но точку в выставке ставит... кто бы вы думали? Кандинский. Потому что здесь происходит важный художественный поворот, и история о том, как мы учились живописи за рубежом, завершается отечественным новаторством.

– Кандинский начинает как представитель немецкого экспрессионизма, но идёт по своему пути и раньше, чем европейские коллеги, приходит к идее абстракции, – объясняет Анна Познанская. – У него, конечно, переработана тема доминирующего насыщенного цвета, позаимствованного из модернизма, но он эту идею доводит до точки, практически лишает картину содержания и доводит живопись до содержания линий и пятен... И собственно, так Кандинский становится родоначальником абстрактной живописи. Она потом появится в Европе, но всё-таки это будет уже не 1911 год...

Виктор Васнецов "Балаганы в окрестностях Парижа". Новшество для нас – изображать обнажённую женскую фигуру. Но, надо сказать, картина Васнецова – подготовительная работа. В оригинале, который представлен в Русском музее, он эту самую натуру убрал. Но понятно, что "тлетворное" влияние Парижа уже начинает работать...
Василий Кузьмичёнок
Жюль Бастьен-Лепаж "Деревенская любовь" (1882). Картина была куплена Сергеем Третьяковым. И когда она приехала в Москву, то произвела невероятный фурор! В нашем искусстве не было принято, чтобы личные отношения показывали в формате 2 на 2 метра. Серов говорил, что ходил в Третьяковку каждое воскресенье, чтобы смотреть эту картину...
Василий Кузьмичёнок
И вот появился наш ответ – Михаил Иванов "Ответа жду" (1900)
Василий Кузьмичёнок
Василий Кандинский "Импровизация 20 (Две лошади)" 1911 год
Василий Кузьмичёнок
Виктор Васнецов "Балаганы в окрестностях Парижа". Новшество для нас – изображать обнажённую женскую фигуру. Но, надо сказать, картина Васнецова – подготовительная работа. В оригинале, который представлен в Русском музее, он эту самую натуру убрал. Но понятно, что "тлетворное" влияние Парижа уже начинает работать... 1/4