Неопознанный летающий звёздный куб и синие глаза притаились среди подмосковных деревьев

В парке Малевича в Одинцовском районе открылась вторая часть экспозиции, посвящённая основателю супрематизма. Metro рассказывает о новых объектах и их авторах
Неопознанный летающий звёздный куб и синие глаза притаились среди подмосковных деревьев
"Куб космоса" Леонида Тишкова освещает неземным светом земную поверхность.
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича

В Одинцовском районе проект "прописался" не случайно – Казимир Малевич жил здесь у родителей своей второй супруги. Первая часть экспозиции открылась в парке Малевича осенью. Основная идея проекта – раскрыть связь места с ключевой фигурой искусства XX века через исследование его идей и философии русского авангарда. Так в пешеходной зоне парка появилась серия объектов современной скульптуры и паблик-арта. Кураторы проекта, искусствовед, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова и искусствовед, креативный продюсер Ксения Новохатько, рассказали Metro о значении  светящихся синих глаз, парящем звёздном кубе и бегущем деревянном человеке.

"Человек бегущий" Игоря Шелковского

Бегущий деревянный человек – это "мера всех вещей".
Бегущий деревянный человек – это "мера всех вещей".
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича

Этот объект происходит из серии "Люди", над которой художник работает с начала 2000-х годов. "Человек бегущий" встречает посетителей на входе в парк, а "Человек сидящий" того же Шелковского, прежде открывавший маршрут, теперь поджидает всех в чаще липовой аллеи. "Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда, – рассказывает куратор проекта, искусствовед, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. – Тем не менее есть разница между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого – человек как "мера всех вещей".

"Куб космоса" Леонида Тишкова

Светящийся в сумрачном лесу звёздный куб – одна из реинкарнаций квадрата Малевича.
Светящийся в сумрачном лесу звёздный куб – одна из реинкарнаций квадрата Малевича.
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича

"Куб космоса" завершает триптих Леонида Тишкова для парка Малевича. Вместе с "Частным солнцем" и "Частной луной", размещёнными в парке осенью 2022 года, он обыгрывает самую известную форму супрематизма, придавая ей космическое измерение. "Куб космоса" – это супрематический "чёрный квадрат", внутри которого заключено непобедимое живое солнце, рассыпавшееся на множество звёзд", – говорит Ирина Горлова. Встретив такой объект среди деревьев, сложно хоть на мгновение не остановиться!

"Встреча" Аллы Урбан

Таинственные синие глаза внимательно следят за посетителями парка.
Таинственные синие глаза внимательно следят за посетителями парка.
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича

Сюрреалистичные глаза леса от Аллы Урбан не гаснут и ночью. "Объект наследует идеи органического авангарда Михаила Матюшина, мечтавшего о "расширенном смотрении", и ученика Казимира Малевича Владимира Стерлигова, создавшего собственную формулу искусства – "чашно-купольную систему", – рассказывает куратор проекта, искусствовед Ирина Горлова. – Здесь геометрические фигуры супрематизма сменяют соприкасающиеся кривые – купол неба и чашу земли".

"Цветные деревья" Александра Константинова

Цветные деревья составляют конкуренцию обычным, зелёным.
Цветные деревья составляют конкуренцию обычным, зелёным.
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича

Художник, математик и архитектор Александр Константинов известен своими монументальными инсталляциями из цветного скотча и тонких деревянных или металлических планок. На этот раз художник решил придать супрематическое измерение деревьям в лесу, создав их художественный двойник. "Его минималистские структуры, основанные на точных расчётах, подобно произведениям авангарда, "проверяют" природу линией, спрямляют изгибы стволов и ветвей, организуют мир согласно законам геометрии", – поясняет Ксения Новохатько.

"Стабильная композиция" Романа Ермакова

Белые шарообразные объекты – прелюдия к другим, разноцветным.
Белые шарообразные объекты – прелюдия к другим, разноцветным.
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича

"Белоснежная монументальная скульптура входит в авторскую серию "Танцующая ось пятого измерения", где среди других разноцветных и сложносбалансированных объектов она выступает стартовой "обнуляющей" позицией для каждого нового "танца" форм и состояний", – заключает куратор проекта, искусствовед, креативный продюсер Ксения Новохатько.