Неопознанный летающий звёздный куб и синие глаза притаились среди подмосковных деревьев

В парке Малевича в Одинцовском районе открылась вторая часть экспозиции, посвящённая основателю супрематизма. Metro рассказывает о новых объектах и их авторах
Неопознанный летающий звёздный куб и синие глаза притаились среди подмосковных деревьев
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича
"Куб космоса" Леонида Тишкова освещает неземным светом земную поверхность.

В Одинцовском районе проект "прописался" не случайно – Казимир Малевич жил здесь у родителей своей второй супруги. Первая часть экспозиции открылась в парке Малевича осенью. Основная идея проекта – раскрыть связь места с ключевой фигурой искусства XX века через исследование его идей и философии русского авангарда. Так в пешеходной зоне парка появилась серия объектов современной скульптуры и паблик-арта. Кураторы проекта, искусствовед, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова и искусствовед, креативный продюсер Ксения Новохатько, рассказали Metro о значении  светящихся синих глаз, парящем звёздном кубе и бегущем деревянном человеке.

"Человек бегущий" Игоря Шелковского

Бегущий деревянный человек – это "мера всех вещей".
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича
Бегущий деревянный человек – это "мера всех вещей".

Этот объект происходит из серии "Люди", над которой художник работает с начала 2000-х годов. "Человек бегущий" встречает посетителей на входе в парк, а "Человек сидящий" того же Шелковского, прежде открывавший маршрут, теперь поджидает всех в чаще липовой аллеи. "Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда, – рассказывает куратор проекта, искусствовед, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. – Тем не менее есть разница между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого – человек как "мера всех вещей".

"Куб космоса" Леонида Тишкова

Светящийся в сумрачном лесу звёздный куб – одна из реинкарнаций квадрата Малевича.
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича
Светящийся в сумрачном лесу звёздный куб – одна из реинкарнаций квадрата Малевича.

"Куб космоса" завершает триптих Леонида Тишкова для парка Малевича. Вместе с "Частным солнцем" и "Частной луной", размещёнными в парке осенью 2022 года, он обыгрывает самую известную форму супрематизма, придавая ей космическое измерение. "Куб космоса" – это супрематический "чёрный квадрат", внутри которого заключено непобедимое живое солнце, рассыпавшееся на множество звёзд", – говорит Ирина Горлова. Встретив такой объект среди деревьев, сложно хоть на мгновение не остановиться!

"Встреча" Аллы Урбан

Таинственные синие глаза внимательно следят за посетителями парка.
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича
Таинственные синие глаза внимательно следят за посетителями парка.

Сюрреалистичные глаза леса от Аллы Урбан не гаснут и ночью. "Объект наследует идеи органического авангарда Михаила Матюшина, мечтавшего о "расширенном смотрении", и ученика Казимира Малевича Владимира Стерлигова, создавшего собственную формулу искусства – "чашно-купольную систему", – рассказывает куратор проекта, искусствовед Ирина Горлова. – Здесь геометрические фигуры супрематизма сменяют соприкасающиеся кривые – купол неба и чашу земли".

"Цветные деревья" Александра Константинова

Цветные деревья составляют конкуренцию обычным, зелёным.
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича
Цветные деревья составляют конкуренцию обычным, зелёным.

Художник, математик и архитектор Александр Константинов известен своими монументальными инсталляциями из цветного скотча и тонких деревянных или металлических планок. На этот раз художник решил придать супрематическое измерение деревьям в лесу, создав их художественный двойник. "Его минималистские структуры, основанные на точных расчётах, подобно произведениям авангарда, "проверяют" природу линией, спрямляют изгибы стволов и ветвей, организуют мир согласно законам геометрии", – поясняет Ксения Новохатько.

"Стабильная композиция" Романа Ермакова

Белые шарообразные объекты – прелюдия к другим, разноцветным.
Пресс-служба проекта экспозциии в Парке Малевича
Белые шарообразные объекты – прелюдия к другим, разноцветным.

"Белоснежная монументальная скульптура входит в авторскую серию "Танцующая ось пятого измерения", где среди других разноцветных и сложносбалансированных объектов она выступает стартовой "обнуляющей" позицией для каждого нового "танца" форм и состояний", – заключает куратор проекта, искусствовед, креативный продюсер Ксения Новохатько.