Николай Расторгуев: "У меня нет ни одной фотографии в шезлонге под пальмами"

Николай Расторгуев в преддверии своего 65-летнего юбилея рассказал журналистам, каким видит свой идеальный день рождения
Певец, продюсер Николай Расторгуев.
Владимир Трефилов / РИА "Новости"

21 февраля лидеру группы "Любэ" исполнится 65 лет. К юбилею Николая Расторгуева коллектив порадует поклонников большим концертом в "Крокус Сити Холле", который пройдёт 22 и 23 февраля,  а ещё выпуском сборника, куда песни отбирал сам юбиляр.  

Про идеальный день рождения
Сколько себя помню, я всё время в поездках, всегда на работе в свой день рождения. Это лет в 16 собирались дома друзья, пили лимонад, а за домом – портвейн. Что же касается идеального дня рождения… Народный артист вообще, я считаю, должен просыпаться после 12 дня, так как он засыпает около 5 утра. И хотелось бы, чтобы в этот день так много не звонили – только самые близкие. В “Ватсапе”, конечно, будет тысяча сообщений, и, чтобы на них все ответить, нужно будет делать копипаст, ну, наверное, так у всех. День рождения должен быть свободным днём. В этот день важно подумать о себе, как тебе хорошо, с кем тебе хорошо? Вот тем с теми и заниматься! 

Отдыхать не научился
Очень жалко, что я так и не научился отдыхать. В соцсетях смотрю у коллег: кто-то куда-то улетел, на Мальдивах отдыхает. А я обычно в отпуске дома, ничего не делаю, никуда не езжу. Больше 5 дней меня на отдых не хватает, и стоит ли ради них куда-то лететь так далеко? Наверное, стоит, но я не пробовал ни разу. У меня нет ни одной фотографии в шезлонге под пальмами.  

Про настроение
Настроение у меня всегда гов... ой, плохое. Шучу. Надо думать всегда о хорошем. Желательно! Вообще, я очень часто разговариваю со шнурками, по мелочам очень раздражителен, но на людях держу себя. 

Сборник лирических песен
Давно была такая задумка – издать двойной винил, где нет ни одного традиционного хита "Любэ", таких как "Давай за…", "Комбат", "Атас" – вот этого отрыва. Я к лирике отношусь очень трепетно. Поэтому к юбилею и выпустил. Это не ремейки, это те самые записи: то же звучание, где-то голос помоложе, где-то – постарше.

Лиричные (и не только) композиции Николая Расторгуева можно послушать ЗДЕСЬ

Испанский стыд
Я свои концерты обычно не смотрю. И очень редко слушаю записи "Любэ". Очень непривычно и неприятно видеть себя со стороны. Смотришь на прыжки и ужимки этого человека и испытываешь испанский стыд.

О том, что держит группу "Любэ" вместе
Помните, как в фильме "Живёт такой парень"? "Что вас сподвигло сесть в горящую машину?" – "Дурость!" Есть такой принцип, наверное, у любого коллектива – люди должны быть близки по духу, не единомышленники во всём, но чтобы уживались друг с другом. Бывает, что устаёшь друг от друга. Поэтому всегда на гастролях все живут отдельно. 

Неуправляемая народная любовь
В Бресте как-то толпа прорвалась. Мы работали на стадионе, там было милицейское оцепление с собаками, но, когда начали исполнять песню "Атас", народ сорвался с трибун и побежал к сцене, сметая всё на пути. Неуправляемая толпа. И я заорал: "Стоять! Все на место!" 

Никакого "творчества"!
Не люблю слово "творчество"! Не люблю, и всё. Когда слышу, как кто-то размышляет:  “Вот в моём творчестве…” – прям ударить хочется. Работа у меня такая, я пытаюсь найти интонацию, которая близка мне и созвучна кому-то. 

О записи песен
Я пишу быстро. Нет такого, чтобы я записывал песню несколько дней. Обычно два – два с половиной часа, и это с перекуром. Но за стеклом всегда стоит автор песни и контролирует, не пережал ли я, не заигрался ли. Однажды Никита Михалков мне говорил, мол, "когда сам снимаюсь, за камерой всегда стоит человек, которому я доверяю, который смотрит и контролирует, чтобы я не заигрался". Это очень созвучно моей работе. Одному записать песню нельзя. Нужно знать меру во всём, поэтому Игорь Матвиенко обязательно за стеклом. Стоит, сидит, один раз его даже тошнило. Я записывал "Дуся-агрегат". И там было так высоко, Игорь сидел на стуле и про себя помогал брать ноты. В какой-то момент это и вызвало тошноту – было очень смешно.

О простоях в пандемию
Мы стали злее, толще и ленивее. На всех повлияло в отрицательную сторону. У нас такая профессия, что нам нужно куда-то ехать. На одном месте нельзя, надо куда-то валить. Моя карьера длится с 78-го года. Аэропорты, перелёты я терпеть не могу. Концерты – это не очень тяжело, но всё сопутствующее: перелёты, переезды... Зрители, концерт – это уже удовольствие. 

Личный плейлист
Я всегда сам за рулём, нет и не было водителя, но в машине никогда не слушаю музыку. У меня только разговор. Включаю ролики на YouTube-канале, что-то историческое, интересное и слушаю. Представьте себе шеф-повара, который всё время жрёт. Это же ужасно. А вкусовые пристрастия: мы все любим то, что полюбили в юности, постоянно к этому возвращаемся. 

Соцсети
Я завёл Instagram со зла. Мне как-то Алексей Чадов подсказал: “Если не хотите, чтобы журналисты находили и использовали ужасные снимки, заведите Instagram и пусть они берут фото оттуда. Я только из этих соображений и завёл. А то вроде симпатичный парень, но иногда такие ужасные фото выискивали и печатали! 

Кто сформировал как личность
Главные – это мама с папой, всё идёт из детства, воспитания. Ещё советская школа, именно советская. Мама всё время говорила: "Есть такое слово – "надо", а слова "хочу" – "не хочу" просто забудь. А ещё: "Прежде думай о Родине, потом о себе". Это можно толковать по-разному, но я считаю, надо сначала думать о семье, близких, потом о себе.

Своевременность песен
Песня "Комбат" впервые прозвучала 7 мая 1995 года, к 50-летию Победы. Потом была чеченская кампания. Многие говорили нам позже, что там наша песня очень поддерживала. Я думаю, все наши песни выходили, когда были нужны. Даже "Дуся-агрегат". Ведь тогда из всех щелей звучал "Ласковый май", и вдруг появилось что-то другое. И поэтому мы очень быстро поднялись. Как жила страна, так жили и пели мы вместе с ней.