"Ъ": новая экспертиза по делу Беркович подтвердила оправдание терроризма в пьесе

Осенью 2023 года была проведена новая экспертиза по делу режиссёра Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, обвиняемых в оправдании терроризма, пишет "Коммерсантъ".
"Ъ": новая экспертиза по делу Беркович подтвердила оправдание терроризма в пьесе
Сергей Ведяшкин / Агентство "Москва"
Рассмотрение в Мосгорсуде апелляции на арест режиссёра Евгении Беркович по делу об оправдании терроризма. Архив

Журналисты издания познакомились с содержанием этого документа.

Беркович и Петрийчук являются авторами постановки "Финист Ясный Сокол". В спектакле рассказывается о женщинах, познакомившихся в Сети с радикальными исламистами и решившими уехать к ним в Сирию. 

Главная героиня по имени Марьюшка решает сбежать к своему возлюбленному-террористу Финисту Ясному Соколу. В 2022 году спектакль был отмечен двумя "Золотыми масками", одну из них присудили Петрийчук за работу драматурга.

Первая - "деструктологическая" - экспертиза по делу была проведена Романом Силантьевым, Галиной Хизриевой и Еленой Замышевской. Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) при Министерстве юстиции РФ не признавал эту работу научной, так как деструктология (её теорию разработал Силантьев) не является наукой.

Над новой лингвистической экспертизой работала старший эксперт-криминалист экспертного подразделения российской ФСБ по Свердловской области Светлана Мочалова. 

Молчанова заключила, что Петрийчук и Беркович поставили своей целью оправдание терроризма и для её достижения применили "различные способы убеждения". 

В частности, в персонаж Финиста Ясного Сокола авторы заложили "романтический образ боевика (террориста)", который "проникнут высокими эмоциями и умонастроением, а также идеализацией священной войны, что определяет так называемую эстетику джихада". Кроме того, этот образ, заявляет эксперт, был "интересным и привлекательным для девушек и женщин".

В заключении эксперта не единожды упоминается о том, что в пьесе делается акцент на отрицательных качествах "русских мужчин". Одновременно с этим в постановке происходит "героизация боевиков". 

В качестве подтверждения правомерности своего вывода Мочалова приводит реплику одного из персонажей в рассказе о семейной ссоре: "Наши мужчины лучше всего умеют делать три вещи — критиковать, давать советы и навешивать чувство вины".

Кроме того, специалист обращает внимание на то, что "шариатский" брак подразумевает "различные формы полиамории между «женой» и другими членами террористической группировки". 

"Главной особенностью такого «брака» является практически гарантированная невозможность женщины к возвращению в русло традиционной семейной жизни, её неприятие в обществе, что ставит женщину на единственный возможный путь мести за погибшего «мужа» и повторные «браки»", — гласит текст экспертного заключения.

"Коммерсантъ" подчёркивает, что такая идея присутствует и в самой пьесе. Один из персонажей, Судья, заявляет, что женщины "туда приезжают на «секс-джихад», через сотню боевиков за пару лет проходят". Эта цитата также присутствует в экспертизе.

Мочалова приходит к выводу, что "потенциальная аудитория" в персонаже Марьюшки видит образ, которому "следует подражать". Также эксперт отмечает, что героиня "не раскаивается, а, наоборот, демонстрирует стойкость и непоколебимость в своих религиозных убеждениях и отношению к Финистy Ясному Соколу". Эксперт пишет, что постановка способна возбудить "желание или побуждение к осуществлению противоправной (террористической) деятельности".

Юрист Ксения Карпинская, представляющая интересы Беркович, в беседе с "Ъ" выразила своё возмущение качеством новой экспертизы. Адвокат Петрийчук Сергей Бадамшин воздержался от комментариев.

По ст. 205.2 УК режиссёру и драматургу грозит максимальное наказание до семи лет лишения свободы. Обе находятся в СИЗО с мая 2023 года, 10 января их арест был продлён ещё на два месяца.