
О чём спектакль
Письма Богу
Постановки по вышедшему в 2002 году роману французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта "Оскар и Розовая Дама" сегодня идут по всему миру. В Петербурге, например, культовым стал моноспектакль с Алисой Фрейндлих. Недавно там вышел и мюзикл. А в Москве свою версию представил молодой режиссёр Филипп Гуревич, работы которого идут в РАМТе, МХТ им. Чехова, Театре им. Ермоловой и были неоднократно номинированы на "Золотую маску".
Это история последних 12 дней больного раком мальчика Оскара. Сиделка, которую ребёнок зовёт Розовой Дамой, предлагает ему каждый день писать письмо, которое начинается словами "Дорогой Бог…". Каждое – пронзительное откровение, каждое – возможность и умирающему мальчику, и его сиделке лучше понять друг друга, каждое – словно десять прожитых лет.
В итоге мальчик в свои последние дни узнаёт, что такое длинная жизнь от рождения до старости, полная радости и страдания, юмора и огорчения. Правда, Гуревич разворачивает историю с конца – Розовая Дама сидит на автобусной остановке и говорит, что мальчик умер. Всё дальнейшее действие – её воспоминания о счастливых днях, которые она провела с Оскаром в больнице.

Фишка
Грустно, но светло
Роль 10-летнего Оскара досталась 53-летней Виктории Толстогановой. И это, конечно, восхищает. Хрупкая снаружи, с мощным стержнем внутри, актриса в образе мальчика делает эту историю универсальной. Она рассказывает о большой драме и минутах счастья маленького человека независимо от половой принадлежности.
Стоит заметить, что актрис-травести сегодня очень немного – это исчезающее театральное амплуа. Поэтому актёрская работа Толстогановой, которая у продюсера Леонида Робермана была ранее занята в нашумевшем спектакле "Это всё она", конечно, будет отмечена и зрителями, и театральными премиями. А ещё Гуревичу удалось сделать спектакль не занудным, не грустным, несмотря на тяжёлую тему, а светлым и лёгким. И актуальным, молодёжным – звучит техно и рок, действие разворачивается на фоне исписанной граффити остановки.

Впечатления
Познай самого себя
С детьми важно уметь говорить на серьёзные темы, включая болезнь и смерть. Они должны знать, что жизнь – это не всегда праздник. Поэтому спектакль имеет мощный терапевтический эффект. Кто-то узнаёт в его героях своих близких, а кто-то сможет научиться бороться со своими страхами и переживаниями. Это словно визит к психотерапевту, с которым можно откровенно поговорить про душевную боль. Все помнят заповедь Дельфийского оракула "Познай самого себя". "Оскар и Розовая Дама" прекрасно соответствует этой древней формуле мудрости.