Почему автор витражей на "Новослободской" не раз переделывал свою мозаику

На выставке "Высоко под землёй" в Музее Москвы можно проследить истории создания произведений искусства для столичного метрополитена. Там же представлены эскизы Павла Корина к мозаикам для некоторых станций, в том числе нереализованные. Metro узнало их судьбу
Почему автор витражей на "Новослободской" не раз переделывал свою мозаику
Пресс-служба Музея транспорта Москвы
Фрагмент эскиза к мозаике "Александр Невский" для станции "Арбатская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.

Советский художник Павел Корин работал над оформлением пяти станций Московского метрополитена. Посещая "Павелецкую", "Смоленскую" и "Комсомольскую (кольцевую)", мы видим его мозаику, а на "Новослободской" наслаждаемся ещё и витражами. Также он поработал над украшением "Арбатской", однако здесь его задумки реализованы не были.

Первой станцией, к которой он творчески прикоснулся, стала "Комсомольская (кольцевая)". 

– Эскиз к этой станции нам предоставила Государственная Третьяковская галерея, – рассказывает Metro Никита Голованов, куратор выставки. – Он выполнен на бумаге маслом с добавлением сусального золота. Павел Корин был из семьи потомственных иконописцев, и тема церковного зодчества была ему не чужда. Обилие золота в его мозаиках отсылает нас прежде всего к церковному убранству. Возможно, с этим связано и то, что у его работ для метро судьбы непростые.

Эскиз к мозаике "Александр Невский" для станции "Комсомольская (кольцевая)", 1951 год.
Пресс-служба Музея транспорта Москвы
Эскиз к мозаике "Александр Невский" для станции "Комсомольская (кольцевая)", 1951 год.

На своде центрального зала "Комсомольской" изображены восемь сюжетных плафонов, посвящённых историческим личностям и событиям. Один эскиз Корину пришлось переделать во время строительства станции. 

– Руководство сочло, что лик Христа на знамени слишком иконописный, явный, – объясняет Никита. – Корин в дневниках вспоминал: "Лик Спаса заставили испортить. Противно, гадко". Но выбора у него не было. Этот фрагмент он переписал, добавив складку на лик Христа. Всех это устроило. После оформления станции Павел Дмитриевич писал: "Несмотря на все недостатки, мозаики живут, живут жизнью торжественной, в них есть взволнованность, есть творчество". 

Эскиз к мозаике "Александр Невский" для станции "Арбатская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.
Пресс-служба Музея транспорта Москвы
Эскиз к мозаике "Александр Невский" для станции "Арбатская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.

Корин был очень требовательным и настоял, чтобы мозаичную мастерскую, которая была организована в Ленинграде под Исаакиевский собор, перенесли в Москву. Место для неё нашли в метродепо в Измайлово, и почти все мозаики, созданные для "Комсомольской", собирались там под чутким руководством художника. 

Фрагмент эскиза к мозаике "Александр Невский" для станции "Арбатская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.
Пресс-служба Музея транспорта Москвы
Фрагмент эскиза к мозаике "Александр Невский" для станции "Арбатская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.

– Второй эскиз необыкновенной красоты – если присмотреться, можно увидеть, как сусальное золото замерло, сохранив след художника, – создан к мозаике "Александр Невский" для станции "Арбатская" Арбатско-Покровской линии. Он из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника. 

Внимательные пассажиры наверняка замечали, что на сводах центрального зала есть лепные рамы. В них по первоначальному проекту должны были располагаться мозаичные плафоны по эскизам Корина на историческую тему. Но по разным причинам согласование затянулось, утвердить не успели. 

Вскоре умер Сталин. Началась борьба с излишествами, вышло постановление типового проектирования, и этим мозаикам уже на станции места не было. 

Эскизы к мозаикам для станций "Смоленская" и "Арбатская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.
Пресс-служба Музея транспорта Москвы
Эскизы к мозаикам для станций "Смоленская" и "Арбатская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.

После смерти Сталина Корину пришлось переделать три работы на станции "Комсомольская (кольцевая)". На плафоне "Взятие Рейхстага" из фрагмента изображение вождя убрали, на двух других – "Парад Победы" и "Вручение гвардейского знамени на параде 1941 года" – мозаику пришлось полностью переделывать. Художник создал новые эскизы, по ним были собраны плафоны, которые сегодня украшают станцию.

Эскиз к мозаике "Военные атрибуты 1812 года" для наземного вестибюля станции "Смоленская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.
Пресс-служба Музея транспорта Москвы
Эскиз к мозаике "Военные атрибуты 1812 года" для наземного вестибюля станции "Смоленская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.

– Ещё четыре эскиза Корина представлены в зале, где рассказывают о флорентийской мозаике. Их предоставил Самарский областной художественный музей, – продолжает Никита. – Фриз для оформления вестибюля "Смоленской" Арбатско-Покровской линии метро посвящён победам русской армии в разные годы. Работая над ним, он смешал смальту с флорентийской мозаикой. На орден Победы добавил кусочки стекла, которые напоминают своим сиянием драгоценные камни. 

Эскиз к мозаике "Военные атрибуты 1945 года" для наземного вестибюля станции "Смоленская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.
Пресс-служба Музея транспорта Москвы
Эскиз к мозаике "Военные атрибуты 1945 года" для наземного вестибюля станции "Смоленская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.

Есть и два нереализованных эскиза: на одном изображён портрет Сталина, как Верховного главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны, а на втором – портрет Багратиона.

Эскиз к флорентийской мозаике "Пётр Багратион" для наземного вестибюля станции "Смоленская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.
Пресс-служба Музея транспорта Москвы
Эскиз к флорентийской мозаике "Пётр Багратион" для наземного вестибюля станции "Смоленская" Арбатско-Покровской линии метро, 1952 год.

– Ни один из этих портретов в окончательный вариант мозаики наземного вестибюля "Смоленской" Арбатско-Покровской линии не вошёл, – рассказывает Никита Голованов. – Композицию фриза завершает золотая мозаичная звезда в куполе. И её обрамляет торжественный венок, на эскизе он прекрасно прорисован. Его Павел Дмитриевич выполнил в необычной для того времени технике – основу венка он написал по мокрой штукатурке, а венок прописал яичной темперой, которую сам приготовил. Для монументального искусства этот приём редкий, в основном он характерен для иконописной школы.