Почему экспериментальная серия домов П-3 была мечтой советского человека

Metro расспросило куратора выставки "50 лет жилому дому серии П-3" Дениса Ромодина об особенностях прижившейся экспериментальной серии домов
Почему экспериментальная серия домов П-3 была мечтой советского человека
/ ПРЕДОСТАВЛЕНО ДЕНИСОМ РОМОДИНЫМ
Сегодня фасад первого дома серии П-3 на Ленинском проспекте, 150, отреставрировали

Ленинский проспект, Спасская улица и улица Гиляровского — именно здесь в 70-х начиналась жизнь новаторских для того времени домов серии П-3, познакомиться с которыми можно по фильмам "Вам и не снилось..." и "Москва слезам не верит".

Их прототипами были 15- и 16-этажные дома по проспекту Вернадского № 113, 119 и 125 с четырёхкомнатными квартирами и двумя санузлами. Два из них даже "снялись" в легендарной "Иронии судьбы" Эльдара Рязанова. Однако тогда в Главном архитектурно-планировочном управлении эту планировку не признали рациональной — необходимо было более универсальное решение.

Так на свет появилась серия П-3. Сегодня этот дом называют советским "бизнес-классом" за просторные квартиры и новомодный грузовой лифт. Но особенно он выделялся своим цветовым решением.

— Эта серия была призвана поменять колористику города, — объясняет Metro старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин. — Прежде дома были в основном серые и белые, с желтоватыми и белыми фасадами.

Цифра
16
этажей было в базовой серии

Конечно, красно- и сине-белые фасады сразу же стали выделяться на фоне серой советской застройки, чем привлекли внимание столичных фотографов. Но самым массовым и успешным в московском домостроении дом стал всё же по другой причине.

— Это дом-конструктор, — раскрывает секреты юбиляра куратор выставки. — В дальнейшем из него стали собираться новые типы с разнообразной планировкой, к примеру П-3/22. Это позволило в ограниченных для московских архитекторов условиях создавать более выразительные и яркие дома.

Первый такой дом москвичи увидели на Ленинском проспекте, 150. Базовая серия строилась с двумя подъездами на 16 этажей. На каждом располагалось по 4 квартиры с зеркальной планировкой — две двухкомнатные до 60 кв. метров и две трёхкомнатные до 83 кв. метров. От своих предшественников дом отличался наличием широких кухонь, больших лоджий и балконов, а также двумя лифтами.

Затем П-3 построили в Олимпийской деревне, чтобы было не стыдно заселить участников Олимпиады-80. Параллельно панельные дома этой серии и их модернизации распространились по всей столице и стали мечтой для москвичей, желающих наконец-то покинуть коммуналку.

Ленинский проспект, 148. Любимая «фотомодель» московских фотографов.
/ АНДРЕЙ СОКОЛОВ / предоставлено Денисом Ромодиным
Дом-крест серии П-22К. В 23-этажном доме 1985 года в Крылатском тоже использовали секцию П-3.
/ АНДРЕЙ СОКОЛОВ / предоставлено Денисом Ромодиным
Дом в Северном Чертаново. 25-этажное здание строили на основе деталей серии П-3/16 и П-3/22.
/ АНДРЕЙ СОКОЛОВ / предоставлено Денисом Ромодиным
Магазин «Зенит». Жилой дом серии П-22/16 был построен на основе секции П-3.
/ АНДРЕЙ СОКОЛОВ / предоставлено Денисом Ромодиным
Создателями панельных домов серии П-3 стали лауреаты Ленинской премии в области науки и техники – слева направо: Абрам Биргер, Виктор Объедков, Лев Дюбек, Андрей Самсонов, Николай Жигаев
/ АНДРЕЙ СОКОЛОВ / предоставлено Денисом Ромодиным
Ленинский проспект, 148. Любимая «фотомодель» московских фотографов. 1/5