
Судьба USS Cyclops
По данным Science World Report, в Бермудском треугольнике пропали сотни кораблей и 75 самолётов. А впервые об этом "проклятом месте" заговорили после исчезновения USS Cyclops в марте 1918 года. Корабль проходил через Бермудский треугольник, следуя по маршруту Сальвадор (Бразилия) – Балтимор, и неожиданно исчез, даже не подав сигнала бедствия. Несмотря на тщательные поиски, никаких следов 165-метрового судна или 306 членов его экипажа так и не было обнаружено. Доктор Саймон Боксолл, океанограф из Саутгемптонского университета, утверждает, что, скорее всего, USS Cyclops был потоплен волной-убийцей (таковой считается волна, которая высотой в два и более раз превышает значительную высоту волны).
В документальном сериале "Загадка Бермудского треугольника" Боксолл заявил, что это место особенно популярно у волн-убийц, которые могут достигать высоты 30 метров и неожиданно атаковать суда с разных направлений.
Вместе с коллегами из Саутгемптонского университета Боксолл построил масштабную модель USS Cyclops, чтобы показать, как корабль мог отреагировать на аномальную волну. Оказалось, из-за больших размеров волна-убийца могла бы уничтожить его очень быстро. Боксолл отметил, что если корабль оказался бы между пиками волны, то вполне мог разломиться надвое.

В то же время исследователи отмечают, что частота кораблекрушений и авиакатастроф в Бермудском треугольнике в пределах нормы. По данным Национального управления океанографии и атмосферы (NOAA), нет никаких доказательств того, что таинственные исчезновения происходят в Бермудском треугольнике чаще, чем в любом другом крупном и часто посещаемом районе океана. То, что входит в статистику исчезновений, можно объяснить волнами-убийцами или тем, что данное место – относительно сложное для навигации.
Волны-убийцы необычайно "крутые" и могут неожиданно обрушиваться с направления, отличного от направления преобладающего ветра. Боксолл утверждает, что под воздействием такой волны судно может затонуть буквально за несколько минут.
Негодяи
Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник, заведующий Лабораторией нелинейных волновых процессов Института океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук (ИО РАН) Сергей Бадулин рассказал Metro, чем же знамениты волны-убийцы. По его словам, только ими нельзя объяснить то, что происходит в Бермудском треугольнике.
– Одной причины тут нет. А вообще, Бермудский треугольник не выделяется на фоне других районов Мирового океана ни волнами-убийцами, ни ураганами, ни чем-либо ещё подобным. Но само по себе явление волн-убийц – крайне любопытное.
Волны-убийцы – закрепившийся термин в русском языке. В английском есть несколько терминов, которые обозначают данное явление, и самый распространённый из них – rogue waves, где rogue – "разбойник с большой дороги". Во французском тоже есть очень подходящее слово – galejade, то есть "подлянка", но больше для волн-убийц французы употребляют термин scelerate – "негодяй".

– Эти термины отражают основные особенности волн-убийц – они эдакие отморозки, которые появляются из-за угла, когда их не ждали, – поясняет Бадулин.
Большая практическая задача для тех, кто выходит в море и думает о безопасности, – прогноз волнения, но даже он не будет страховкой. Все знают, что у волн и ветра есть особенность – изменчивость. Прогноз даётся на некоторое среднее состояние. При этом отклонения от среднего (флюктуации) могут быть значительными.
– Вот вы идёте в море на своей яхте, вам синоптики говорят, что волнение будет 4 балла – и это нормально, свежий ветер. Высота волны может достигать полутора метров, однако высоты отдельных волн могут быть значительно выше. В данном случае высоту 3 метра будет иметь одна из примерно 3000 волн, согласно классической статистике. Другое дело, что у волн-убийц статистика своя.
По словам доктора Бадулина, далеко не только в Бермудском треугольнике может возникать такое опасное явление. В 1963 году был малоизвестный инцидент с французским учебным крейсером "Жанна д'Арк", который попал в шторм в феврале в Тихом океане, находясь далеко от берега. Там было крепкое волнение до 6 баллов. У судна возникли проблемы – был потерян один из винтов, так что корабль работал на одном. В обычных условиях, когда судну не нужно маневрировать, это не фатально. Один винт позволял судну уверенно штормовать, держась носом на волну.
Неожиданно штурман заметил, что под углом к их курсу движется "странная группа волн шириной метров 800 по фронту".
– Штурман оказался опытным, чётким специалистом – скомандовал довернуть судно так, чтобы встретить эту необычную систему под нужным углом, – рассказывает эксперт. – Но мгновенно повернуть судно было нельзя, всё-таки это был тяжёлый крейсер водоизмещением 10 000 тонн. Но судно выжило благодаря грамотным действиям команды – удачной была работа штурмана, люки-трюмы оказались задраены, груз закреплён, а строители судна обеспечили ему запас устойчивости, прочности. Поэтому судно встретилось с особым типом волн-убийц, известным под названием "три сестры", вполне подготовленным. "Три сестры" – это когда обрушивается несколько волн, одна за другой. В тот раз высота таких волн была под 20 метров. Угол крена крейсера превысил критический на 5 градусов (судно было рассчитано на 30), но судно выстояло.
Ещё один любопытный инцидент произошёл в течении Агульяс (Индийский океан, в районе ЮАР). Оно известно своей нестабильностью, капитаны часто используют это течение для экономии топлива. Минус в том, что в той морской местности существуют благоприятные условия для появления волн-убийц.
– В месте этого течения могут – прямо как на фокусирующей линзе – образовываться локальные "зайчики", – поясняет доктор Бадулин. – Представьте, вы навели линзу на солнце, чтобы поджечь бумагу. А здесь волны, бегущие по поверхности воды, тоже могут "фокусироваться".
Инцидент произошёл в 1980 году с танкером "Таганрогский залив", который появился в районе того течения. Ветер был крепкий, волнение не превышало 6 баллов. Неожиданно нос судна стал уходить вниз, "проваливаться в яму", и судно на всей скорости врезалось в стену воды, по палубе прокатился слой воды высотой 2 метра, один из членов команды получил ранение, от которого позже скончался.
– Против капитана возбудили уголовное дело за нарушение должностных инструкций и правил проведения морских работ, – рассказывает Бадулин. – На суде выступил экспертом мой коллега из Института Арктики и Антарктики Игорь Викторович Лавренов. Он засвидетельствовал, что подобная волна может появляться в океане и никакими инструкциями её не остановить. Капитана оправдали. Таким образом, в деле волн-убийц возникает ещё и юридический момент – получается, от них никто не застрахован, но виновных всегда ищут.
Классический пример волн-убийц – инцидент в Северном море в 1995 году, случившийся с норвежской компанией Statoil (сейчас Equinor). Их эксперты зафиксировали так называемую новогоднюю волну, которую также называют дропнер-волной. Draupner – так называлась опытная платформа, на которой отрабатывалось использование буронабивных свай. Платформа была необитаемой и на ней установили необходимую измерительную аппаратуру.
1 января начался сильный шторм со средней высотой волн 10–11 метров. Эксперты с основной платформы отправились на дропнер, проверили оборудование и вернулись. Когда шторм закончился, записи измерителей были расшифрованы – и обнаружилось, что одна из волн была высотой 26,5 м!
– Это первая и наиболее качественная запись волны-убийцы, инструментальная запись, – говорит доктор Бадулин. – На фоне волнения 10–11 метров возникла гигантская волна. Платформа устояла. Формально она была рассчитана на высоту всего на полметра больше, но нагрузки оказались значительно ниже расчётных. Такова особенность строительных норм. Вообще, в официальных документах при конструировании нефтяных платформ указано, что их строят в расчёте на то, что фатальный инцидент случится раз в 10 000 лет (для этого района). А в тот раз волна-убийца "пришла" всего через несколько месяцев после того, как платформу ввели в эксплуатацию.