
У одного из подъездов Странноприимного дома, ныне служащего корпусом Научно-исследовательского института скорой помощи, собралось немало людей – желающих увидеть "изнанку" легендарной столичной больницы было предостаточно. Нашу группу встретила экскурсовод Марина Крамская и сразу предупредила – вести себя нужно тихо, поскольку в каждом из кабинетов идёт работа.
Тихо пройдя по полукруглым коридорам, мы внезапно оказываемся в Храме Живоначальной троицы, находящейся внутри строения. На потолке и стенах – фрески и иконы Джованни Скотти, а архитекторами выступали Елизвой Назаров и Джакомо Кваренги. Марина начала свой рассказ о том, как большая любовь – графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой –привела к появлению настоящего дворца для всех обездоленных.
– Именно Прасковья уговорила возлюбленного построить на Сухаревке богадельню. В 1792 году был заложен первый камень Странноприимного дома, в строительство которого граф вложил много сил и средств. Главным его девизом было "оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени", – рассказывает экскурсовод. – Мезальянс не позволял им открыто создать семью, поэтому в 1801 году они тайно обвенчались под покровом ночи. В 1803 году Прасковья Жемчугова умирает из-за туберкулёза, когда её сыну было всего три недели. А граф решает перестроить ещё не достроенное здание, чтобы сделать его более величественным, и поручает это дело Джакомо Кваренги.

В 1810 году строительство богадельни и больницы на 100 человек (по 50 мужчин и 50 женщин одновременно) завершается. В здании всё было предусмотрено до мелочей – огромные окна давали большое количество света внутренним помещениям в дневное время, а ширина коридоров учитывала возможность развести в разные стороны две пары коек.
Меценат, однако, не доживает до этого момента – граф Шереметев умер за два месяца до окончания работ, в своих письмах наказав своему единственному наследнику заниматься благотворительностью. Сейчас в коридорах на первом этаже можно найти портреты как самого Шереметева, так и его возлюбленной Прасковьи.
– Свои двери богадельня открыла всего за два года до прихода Наполеона, можете себе представить более неудачный момент? Однако в 1812 году ей удалось избежать разграблений и пожара, – отмечает в своём рассказе Марина. – Случилось это только благодаря тому, что врачи заключили с солдатами договор. Они пообещали лечить французов в обмен на обещание никого не трогать и не устраивать разбой. Солдаты Наполеона обещание сдержали и не вынесли отсюда ни единой свечки! Представьте, насколько это поразительно!

Именно на базе этой больницы в 1923 году был основан Институт неотложной помощи, получивший имя Николая Васильевича Склифосовского, выдающегося врача и новатора медицины. В 2023 году научно-исследовательский институт отметил 100-летие со дня основания.
Современная история института тем временем не стоит на месте. Как сообщается в телеграм-канале "Склиф", полным ходом идёт строительство нового корпуса, который должен стать настоящим медицинским городом с передовым оборудованием. Он будет отвечать мировым стандартам экстренной помощи – одних только операционных для сложнейших вмешательств здесь будет 27 штук, а всего здесь смогут находиться одновременно более 1300 пациентов (это в полтора раза больше, чем во всём НИИ сейчас). Строят его с применением уникальных технологий, которые в России используют впервые. Открыть высокотехнологичный корпус из 10 этажей на площади, сравнимой с 20 футбольными полями, обещают уже в 2028 году.

– Я уже два года вожу экскурсии по Странноприимному дому и отношусь к нему с особой любовью, – отмечает Крамская. – Здесь хранят верность принципам Шереметева, который завещал помогать всем, бедным, убогим, независимо от их происхождения. Здесь работают люди, которые творят настоящие чудеса, чтобы помочь пациентам снова обрести здоровье, а это дорогого стоит.