Ракова о модернизации поликлиник: такой программы по масштабам не было ни в Москве, ни в России в целом

В столице реализуется масштабная программа модернизации первичного звена системы здравоохранения. О том, как исполняются планы в текущей непростой ситуации, Metro рассказала заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова
Ракова о модернизации поликлиник: такой программы по масштабам не было ни в Москве, ни в России в целом
пресс-служба А.В.Раковой
Анастасия Ракова: Самое важное в оказании медицинской помощи – люди, то есть весь коллектив медучреждения — врачи, медсёстры, администраторы

Могут ли повлиять санкции и проблемы с поставками импортных материалов на программу капремонта московских поликлиник?

Москва реализует беспрецедентную программу капремонта поликлиник – такой по масштабам не было ни в Москве, ни в России в целом. Несмотря на все трудности – ковид, внешнее санкционное давление – мы не только продолжаем её, но и наращиваем объёмы. В этом году планируется отремонтировать около 50 поликлиник, уже сейчас мы работаем в более чем 80 зданиях. При этом 41 поликлиника уже открылась для горожан. Всего программа охватит 200 зданий – половина амбулаторного фонда столицы. Мы изначально старались максимально использовать российские строительные материалы, российскую мебель. На сегодняшний день небольшие трудности у нас есть, но мы оперативно переключаемся на российских производителей. Никаких промедлений с реализацией нашей программы не будет.

Как реагируют жители на программу?

Реализуя такую масштабную программу, ремонтируя одновременно почти 90 поликлиник, мы не видим недовольства от горожан. По всем направлениям нашей работы мы находимся в тесном контакте с жителями. Мы очень благодарны, что временные трудности, связанные с ремонтом, они очень достойно воспринимают и понимают, что плюсов от ремонта гораздо больше.

При этом мы ставим себе задачу не просто отремонтировать поликлиники. Наша задача – вывести медицинскую помощь на качественно иной уровень. Мы хотим, чтобы москвичи, приходя в поликлинику, не попадали в атмосферу казённого учреждения, а ощущали атмосферу дружелюбия и комфорта, понимали, что здесь им точно помогут. Для этого мало отремонтировать здание, мало купить оборудование. Нужно провести ряд качественных, серьёзных изменений, чтобы москвичи замечали их. 

Анастасия Ракова: Мы хотим, чтобы москвичи, приходя в поликлинику, не попадали в атмосферу казенного учреждения, а ощущали атмосферу дружелюбия и комфорта, понимали, что здесь им точно помогут.
пресс-служба А.В. Раковой
Анастасия Ракова: Мы хотим, чтобы москвичи, приходя в поликлинику, не попадали в атмосферу казенного учреждения, а ощущали атмосферу дружелюбия и комфорта, понимали, что здесь им точно помогут.

Что включает в себя эти качественные изменения? 

Самое важное в оказании медицинской помощи – люди, то есть весь коллектив медучреждения: врачи, медсёстры, администраторы. Когда мы открываем новое здание поликлиники, мы обязательно проводим обучение специалистов – краткосрочные теоретические курсы, практикумы на новом оборудовании, но этого мало. С этого года мы приступаем к масштабной и системной программе обучения всех врачей общей практики. На сегодняшний день это более трёх тысяч человек, которые в основном выполняют функцию участковых врачей. Именно с ними каждый москвич сталкивается несколько раз в год – на этих специалистов приходится половина от всех приёмов в поликлиниках. Программа длится 1,5 года и состоит из 13 образовательных модулей по основным направлениям – неврологии, офтальмологии, ЛОР-патологии и другим. Обучение включает не только теоретические знания, но и наработку практических навыков работы на оборудовании. У нас есть специально созданный Кадровый центр, который обеспечен всем необходимым для этого оборудованием. Каждый модуль заканчивается обязательными экзаменами. 

Я очень надеюсь, что по результатам этой программы наши врачи получат не только знания, но и навыки и умения, которые будут применять на практике. И горожане почувствуют улучшение оказания медпомощи на себе.
Анастасия Ракова

Насущный вопрос – это контроль пациентов с хроническими заболеваниями. Планируете ли вы модернизировать систему наблюдения? 

Одной из ключевых функций любой поликлиники является диспансерное наблюдение людей с хроническими заболеваниями. У нас на сегодняшний день в Москве на учёте с хроническими заболеваниями состоит 1,5 миллиона человек. Необходимо правильно организовать их сопровождение и наблюдение. Это особенно важно для тех, кто страдает серьёзнейшими заболеваниями, которые вносят наибольший вклад в структуру смертности. Среди них горожане, перенёсшие инфаркт или инсульт, москвичи с эндокринными заболеваниями. С этого года мы начинаем новый проект – проактивное диспансерное наблюдение этой категории пациентов. Такую систему мы разворачиваем впервые. Мы полтора года готовились и детально отрабатывали стандарт диспансерного наблюдения, какие исследования, с какой периодичностью, какое количество приёмов, какая должна быть индивидуальная программа. Мы отработали все механизмы и приступаем к запуску проекта. Мы создали и специальный программный продукт в ЕМИАС, который позволяет нам работать с такими пациентами. Он удобен для врачей: позволяет индивидуально вести каждого пациента и видеть в динамике, как развивается болезнь между приёмами. 

Если житель с хроническим заболеванием обращается за срочной помощью, госпитализируется, получает консультацию врача в другом учреждении, то лечащий врач это видит, выходит с ним на связь и при необходимости корректирует лечение. Подчеркну, что такое качественное проактивное динамическое наблюдение мы можем запустить, только когда у лечащего врача есть “руки”, которые способны отслеживать индивидуально каждого пациента. Поэтому параллельно мы создаём команду помощников врача. На базе поликлиник для этого формируются отдельные подразделения. На первом этапе такая команда будет помогать врачам контролировать состояние пациентов с хроническими заболеваниями. Затем мы будем смотреть, какие ещё функции мы можем передать этим помощникам. 

Анастасия Ракова: Когда мы открываем новое здание поликлиники, мы обязательно проводим обучение специалистов – краткосрочные теоретические курсы, практикумы на новом оборудовании.
пресс-служба А. В. Раковой
Анастасия Ракова: Когда мы открываем новое здание поликлиники, мы обязательно проводим обучение специалистов – краткосрочные теоретические курсы, практикумы на новом оборудовании.

Многие пациенты наверняка заметили новую систему администраторов в поликлиниках. Она очень похожа на МФЦ. Так теперь будет везде?

В прошлом году мы в качестве эксперимента запустили проект по коллаборации МФЦ и поликлиник. Функции администраторов поликлиник стали выполнять сотрудники МФЦ. Администраторы – это люди, которые стоят на ресепшене, встречают посетителей у входа, помогают им сориентироваться в поликлиниках. Проект понравился и москвичам, и самим работникам поликлиник. Поэтому с этого года все функции администраторов в поликлиниках будут выполнять штатные сотрудники МФЦ. 

Более того, мы впервые вводим такую функцию, как "администратор по этажу", который будет помогать организовать процесс оказания медицинской помощи на этаже. Я думаю, что это тоже в совокупности повысит комфортность нахождения в учреждении и сделает наши поликлиники более клиентоориентированными.
Анастасия Ракова

В столичной медицине все больше процедур и различных услуг переходят на электронный и дистанционный форматы. Какие новшества ждут пациентов на этом направлении?

Цифровизация для нас – не цель, а средство. Это всего лишь инструмент, который позволяет нам качественно изменить московское здравоохранение. И проектов, в которых цифровизация помогает улучшать медицинскую сферу столицы, множество. 

Если говорить о крупных, – это, например, "Цифровая поликлиника". В этом году детские поликлиники полностью переходят на работу исключительно с электронными медицинскими картами. Уже сейчас в двух третях детских поликлиник бумажные карты все собраны, заперты в одной комнате, и в текущей деятельности ими врачи не пользуются. В этом году мы также запускаем проект "Цифровой госпиталь", начинаем его с детских стационаров, полностью переведём в цифровой формат работы приёмные отделения.

Активно используем в практике цифровое зрение. Уже сейчас искусственный интеллект помогает врачам ставить диагнозы по девяти нозологиям.

Во время ковида мы активно отрабатывали технологии телемедицины, создали специальный отдельный телемедицинский центр. В этом году переходим к созданию таких телемедицинских центров на базе каждой поликлиники. То есть телемедицина войдёт в рутинную ежедневную деятельность наших врачей. Такие центры позволят нам заменить определённую часть очных приёмов там, где это возможно. Телемедицинская консультация – исключительно по желанию пациента.

Мы разрабатываем очень много сервисов, которые делают жизнь врачей и пациентов проще.

Летний сезон на носу. Обычно в Москве это ещё и сезон работы павильонов "Здоровая Москва" в парках столицы. Откроются ли они в этом году? 

Рада сообщить, что с мая павильоны здоровья откроются в городских парках. Это проект, который москвичи поддержали. В павильонах можно достаточно быстро в одном месте пройти большой объём исследований. Причём сделать это можно и утром, и вечером, и в обед, и по пути на работу, и на пути с работы, просто гуляя в парке. Для обследования не требуется предварительная запись. 

Программа чек-апов в парках по-прежнему будет зависеть от возраста, пола и состояния здоровья. Московский стандарт обследований, как и раньше, шире федерального за счёт целого ряда информативных исследований.

В этом году большой упор сделаем на диспансеризацию людей, которые перенесли коронавирусную инфекцию. Будем более пристально следить за их здоровьем и помогать тем людям, которые имеют постковидный синдром, в том числе испытывают психологические трудности. Постараемся сделать диспансеризацию этой группы более персонифицированной. Мы подготовили со специалистами специальные опросы о тех негативных ощущениях в состоянии здоровья, которые они чувствуют после болезни. Разошлём эти опросы и уже по результатам будем индивидуально следить за этими категориями людей.