Раритетные фотографии и знаковые альбомы легенд русского рока уйдут с молотка

Продюсер Александр Кушнир и художник "Поп-механики" Сергей Чернов рассказали о вещах, которые они предоставили для первого рок-аукциона
Раритетные фотографии и знаковые альбомы легенд русского рока уйдут с молотка
Александр Костин / @ РИА Новости
Поклонники Виктора Цоя смогут заполучить в коллекцию его первые аудиозаписи.

Аукционный дом "Литфонд" 16 июня впервые проведёт рок-аукцион. На торги будут выставлены артефакты, связанные с историей русского рока. 

Первая (и довольно обширная) часть из них – это фотографии с концертов популярного советского коллектива "Поп-механика", который был основан музыкантом и композитором Сергеем Курёхиным в 1984-м году. Подробности о снимках накануне аукциона рассказал художник коллектива Сергей Чернов. 

Фотография "Концерт "Поп-механики". Ленинград, 1980-е годы

Во время выступлений "Поп-механики" на сцене могло находиться от 5 до 350 человек.
предоставлено Аукционным домом "Литфонд"
Во время выступлений "Поп-механики" на сцене могло находиться от 5 до 350 человек.

– В 1988 году "Поп-механика" дала три подряд концерта в ленинградском ДС "Юбилейный". Это было невероятное шоу. На сцене находилось 350 участников. В первый день концерт посетили 15 тыс. зрителей, во второй день –12 тыс., в третий – 14 тыс. В конце 80-х жители Ленинграда в таком количестве приходили слушать авангард, – рассказал Сергей Чернов. – А в Москве у нас был запланирован концерт в Парке Горького вместе с театром "Лицедеи". Но на репетиции Сергей Курёхин разругался со Славой Полуниным, и мы в тот же вечер уехали. Обидно. Мы жили в гостинице "Космос". Помню, что недалеко от парка встретили кинорежиссёра Евгения Юфита и художника Владика Мамышева-Монро, одетого в костюм Мэрилин Монро (он так гулял по Москве). Мы позвали их на репетицию, но с репетиции нас развернули, Сергей сказал, едем обратно в Ленинград. Когда ехали в купе, Юфит рассказал, что он купил дом на Селигере в Осташкове. Сергей загорелся этой идеей, на следующий день поехал в Осташков и тоже купил там дом, по соседству. Полюбил ходить за грибами, и эти грибные вылазки вылились в передачу "Ленин – гриб" (сюжет передачи строится в виде интервью, которое у Курёхина брал журналист Сергей Шолохов, представляя собой, с одной стороны, попытку высмеять "сакральный образ" Ленина, а с другой - сатиру на псевдонаучные телепередачи и репортажи).

Фотография "Концерт "Поп-механики" в БКЗ "Октябрьский". Ленинград, 1990-е годы

Помимо музыкантов на сцене были акробаты и кролики.
предоставлено Аукционным домом "Литфонд"
Помимо музыкантов на сцене были акробаты и кролики.

По словам Чернова, неожиданным участником того концерта был советский певец Эдуард Хиль, сохранились его воспоминания: "...Я пришёл, был полный зал совершенно новых для меня людей. Такие экзальтированные, необыкновенно одетые. Не только молодежь, все поколения были: Курёхина уже знали и уважали. Он спрашивает: "Какую песню выбрал?" – "Это было недавно, это было давно" Вениамина Баснера”. – "Я хочу, чтобы ты не просто на сцене появился, а чтобы тебя вынесли четыре негра, будто они несут мумию". – "Хорошо, а во что мы будем заматываться?" – "Пока непонятно". Я пошёл в гримерку и увидел подходящие шторы. Мы их сняли и быстренько пустили в дело, проделали дырки для глаз и ушей. И вот настал момент, понесли меня. Смотрю, какие-то акробаты наверху вертятся, внизу кролики бегают живые. Играют арфистки, и одна из них совершенно голая! Но отступать уже некуда. Сергей Курёхин заиграл вступление, "негры" стали меня выпутывать из занавески, и я запел: "На вечернем сеансе…"

На заграничных гастролях нас сопровождали 2–3 человека из КГБ, для них это была возможность поехать с модными музыкантами. Везде нас очень хорошо принимали. И гонорары были большие. Приезжали из Ленинграда с копейками в кармане, а возвращались с валютой, однажды мне пришлось в милиции объяснять, откуда у меня шведские кроны.  Перестроечный Ленинград – трудное время, но и счастливое, хватило всего, и страшно было, и радостно.
Сергей Чернов

Майк Науменко пел в московском ДК, Виктор Цой – на квартирнике

Большинство лотов аукциона из собрания продюсера и журналиста Александра Кушнира. Многие из этих вещей – истории о преждевременно ушедших легендах.

Фотография одного из первых квартирников в Москве

Звёздам рок-музыки неважно, сколько людей их слушают, они всегда выкладываются на 200%.
предоставлено Аукционным домом "Литфонд"
Звёздам рок-музыки неважно, сколько людей их слушают, они всегда выкладываются на 200%.

Как рассказал Александр Кушнир, здесь Виктор Цой пытается выступать в "электричестве" и поёт в самый дешёвый микрофон в мире. Это было в середине восьмидесятых.

Концертная запись на магнитофонной катушке трёх знаковых альбомов группы "Кино": "45" (1982), "Группа крови" и "Последний герой" (1988–1989). Студия "Колокол", 1982–1989 годы

Первый концертный альбом группа "Кино" записала благодаря содействию Бориса Гребенщикова.
предоставлено Аукционным домом "Литфонд"
Первый концертный альбом группа "Кино" записала благодаря содействию Бориса Гребенщикова.

– В 1982 году группа "Кино" состояла всего из двух человек – Виктора Цоя и Алексея Рыбина. Музыканты не обладали широкой известностью, и возможность записать накопленный за три года материал получили благодаря содействию Бориса Гребенщикова. "Сорок пять" стал одним из первых рок-альбомов в Советском Союзе, на которых вместо настоящей ударной установки применялась драм-машина. Для создания требуемого звука, помимо акустических, электро- и бас-гитар, активно использовались флейта, виолончель и колокольчики. Тексты песен получились почти полностью лишёнными злободневности и каких-либо идеологических призывов – из-за преобладания в них позитива и лиричности дуэт музыкантов называли "новыми романтиками", – говорит Александр Кушнир. 

Оригинальная запись рукой Майка Науменко списка композиций первого концерта группы "Зоопарк" в Москве 19 октября 1981 года

Рождение группы "Зоопарк" произошло в ДК "Москворечье".
предоставлено Аукционным домом "Литфонд"
Рождение группы "Зоопарк" произошло в ДК "Москворечье".

19 октября 1981 года в московском ДК "Москворечье" состоялся первый концерт группы "Зоопарк".  В том же году вышел концертный альбом "Blues de Moscou", в который вошло 13 песен (на концерте было сыграно 20).

– Дебютный концерт "Зоопарка" в Москве прошёл на одном дыхании. Майк то пел, то рычал, то бойко анонсировал песни, отрепетированные в последние два часа. Он смотрел в зал и не верил собственным глазам: все шестьсот мест оказались заняты, – вспоминает Александр Кушнир.

Как чёрт из табакерки, Науменко выскочил на сцену и с ходу врезал "Странные дни" – под гаражный аккомпанемент "Зоопарка"…Люди стояли в проходах, толпились в дверях, сидели на полу у сцены, плотными кучками ютились с обеих сторон кулис...
Из книги Александра Кушнира "Майк Науменко. Бегство из зоопарка"

Первый советский рок-самиздат журнал "Рокси" № 12, который основали Борис Гребенщиков и Николай Васин

Обложки самиздатовских журналов – это тоже отдельное искусство.
предоставлено Аукционным домом "Литфонд"
Обложки самиздатовских журналов – это тоже отдельное искусство.

В номере опубликованы интервью с Борисом Гребенщиковым, Андреем Тропилло, статья о Петре Мамонове и другое. "Рокси" выходил в Ленинграде с 1977 по 1990 гг, всего вышло 15 номеров.

– Сначала редакционным фотографом в "Рокси" работала Наташа Васильева, она же занималась распечаткой номеров. После обыска КГБ в её квартире и изъятия пишущей машинки редакцию и выпуск журнала взял на себя Борис Гребенщиков. "Рокси" под названием "Рок-бюллетень" стал фактически официальным органом Ленинградского рок-клуба, два его экземпляра официально хранились в библиотеке Ленинградского Межсоюзного дома самодеятельного творчества, – отметил Кушнир.