Ребёнок тянется к фортепиано и может повторить ритм, который вы ему настучали? Пора отправляться в музыкалку

Родителям важно для начала самим понять, есть ли у ребёнка музыкальные способности, и только потом вести его в музыкальное учреждение
Ребёнок тянется к фортепиано и может повторить ритм, который вы ему настучали? Пора отправляться в музыкалку
Copyright (c) 2023 Lordn/Shutterstock. No use without permission.
Чем раньше ребёнок начнёт заниматься музыкой, тем лучше.

Многие родители мечтают о том, чтобы их ребёнок занимался музыкой: пел, стал первой скрипкой в оркестре или покорил фортепиано. Правда, не каждый малыш может похвастаться врождёнными способностями к этому. Metro cпросило у экспертов, как вычислить у сына или дочери музыкальные навыки – стоит ли в этом случае вести их в музыкальную школу.

Чтобы понять, склонен ли ребёнок к занятиям музыкой, педагоги советуют родителям присмотреться к тому, чего хочет их отпрыск.

– Если у дошкольника или младшего школьника есть музыкальные способности, то это будет проявляться в его особом внимании к музыке, желании напевать разные мелодии (не время от времени, а постоянно), при этом точно интонируя. Если дома есть музыкальный инструмент, то опять же ребёнок будет его изучать, пытаться играть, – говорит Александра Артеменко, певица, вокальный педагог.

Также, говорят эксперты, можно провести домашнее тестирование. 

– Такой тест обычно делают в музыкальных школах, когда принимают ребёнка, – говорит Александра Стройцева,  педагог по вокалу и топовый вокальный блогер.– Справиться с ним смогут даже те родители, которые сами не имеют ни слуха, ни голоса. Этот тест обычно состоит из трёх частей. Сразу скажу, не расстраивайтесь, если ребёнок не смог пройти всё. Эти навыки развиваются в процессе обучения. Если хотя бы один их пунктов получилось пройти, это уже говорит о том, что у малыша есть способности, просто они не развиты. Итак, проверяем:

Музыкальный слух 

1. Родителю необходимо на фортепиано сыграть ноту внизу, а потом наверху (для этого достаточно скачать любое приложение клавиши на телефон или открыть в браузере фортепиано онлайн, все ноты там обычно подписаны). И затем спросить у ребёнка, какой звук он услышал в начале, а какой в конце, низкий или высокий? Далее повторить ещё раз, поменяв местами ноты. В начале высокий, потом низкий. 

2. Вторым этапом играем для него мажорное трезвучие (для этого нажмите одновременно ноты до-ми-соль) и спрашиваем, какое настроение у таких звуков. Ответ должен быть "весёлое, радостное".

3. Теперь надо сыграть минорное трезвучие (для это нажмите одновременно ноты до – ми бемоль (чёрная) – соль) и спросить, какое настроение слышит ваш ребёнок. Ответ должен быть "грустное".

Ритм или ритмичность

Тут ваша задача – прохлопать простейший ритм, а ребёнок должен повторить.  К примеру, звук "тум" – это длинный хлопок, а звук "па" – короткий.  Вот такая схема:

Тум тум тум тум 

Тум па па тум па па 

Па па тум, па па тум

У родителей в данном случае просто огромное поле для творчества, главное, чтобы ритм был не слишком сложным, а ребёнок смог быстро уловить и повторить его. 

Голос

Теперь ваша задача – проверить умение слышать и повторять ноты. Сыграйте ноту "до" первой октавы и попросите повторить ребёнка. Далее три ноты подряд "до", "ре", "ми". Если ребенок всё повторяет, то можно усложнить. Например" сыграть до "соль".

Если видите определённые задатки, ведите в музыкальную школу. Эти умения очень пригодятся ребёнку в будущем, если даже он не станет профессиональным музыкантом. К примеру, чилийские учёные провели эксперимент при участии 40 детей в возрасте от 10 до 13 лет. Двадцать из них брали уроки музыки и играли на музыкальных инструментах в течение как минимум двух лет, практиковались не менее двух часов в неделю и регулярно играли в оркестре или ансамбле, остальные – нет. В результате учёные доказали, что музыкальные занятия улучшали у первой группы внимание и рабочую память, причём когнитивные преимущества сохранялись на всю жизнь. Результаты их исследования опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience.

Если же ваши сын или дочь не показали суперспособности, то расстраиваться тоже не стоит. Можно просто использовать другую стратегию.

– Как певица и вокальный педагог могу сказать с уверенностью: далеко не всегда наличие музыкальных способностей является очевидным. Такие случаи были: приводят ребёнка в музыкальную школу, а там приговор – ни голоса, ни слуха. Но ребёнка отдают на подготовительные курсы, ведут учиться в студию или берут индивидуальные уроки музыки – и дело идёт на лад, – рассказывает Александра Артеменко. –  Поэтому я бы рекомендовала не паниковать, а просто подождать. 

Второй вариант – пойти в музыкальную школу, но только по упрощённой программе.

– В целом, если вы не планируете, что ваш ребёнок будет музыкантом, можно заниматься в музыкальной школе только определёнными предметами, которые выберете. Сейчас такая возможность есть,– советует Александра Стройцева.