Россияне стали брать меньше микрозаймов на смартфоны, одежду и мебель

В кризис россияне стали по-другому брать микрокредиты: они их тратят больше на еду и учёбу, а не на смартфоны, одежду и мебель
Россияне стали брать меньше микрозаймов на смартфоны, одежду и мебель
Александр Кряжев / @РИА Новости
Россияне стали реже брать микрозаймы на крупные покупки.

Наши соотечественники стали в два раза реже брать микрозаймы на крупные приобретения, свидетельствуют результаты исследования Webbankir (есть в распоряжении Metro). Анализу подверглись более сотни тысяч микрозаймов. Выяснилось, что меньше всего россияне готовы влезать в долги для покупок одежды, смартфонов и мебели.

Так, если в прошлом году на крупные покупки приходилось более 11% займов, то сейчас их доля составляет 5,5%. В частности, займы на мебель просели с 3,9 до 1,2%, на мобильные телефоны – с 2,6 до 0,8%. Меньше всего россияне занимают на покупку одежды: падение произошло с 1,2 до 0,2% от совокупного числа займов.

Однако сохранился интерес к покупкам бытовой техники: уровень таких займов остался на прежнем уровне – 2,5%. Что интересно, больше стали занимать наши соотечественники на образование: за год доля таких займов выросла с 2,2 до 4%.

Кроме того, в первый квартал 2023 года на потребительские нужды (на походы в продуктовые магазины) приходится более четверти займов, на ремонт жилья – более 17% займов. 

Аналитики Webbankir обращают внимание, что граждане перешли на режим экономии. Поэтому приобретение средств связи, мебели и одежды не воспринимаются как первейшая необходимость. Но в то же время откладывать на технику, которая может пригодится дома в быту, наши сограждане не готовы.

Профессор кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Ольга Кузина говорит, что тенденции по изменению структуры микрокредитов связаны с изменением потребления россиянами: они стали больше тратить на товары первой необходимости, и поэтому берут больше займов на покупку продовольствия. 

– Но есть и другая тенденция: при ощущении продолжительного кризиса люди экономят и формируют длительные сбережения на чёрный день и их потребление снижается. По нашим данным, у населения выросла установка на сбережение, но доля тех, кто откладывает, не сильно растёт.