Русские коллекционеры сохранили для потомков образ целых столетий отечественной истории

В Музеях Московского Кремля открыли выставку "Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века"
Русские коллекционеры сохранили для потомков образ целых столетий отечественной истории
Артур Новосильцев / Агентство "Москва"
На выставке "Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века".

В Музеях Московского Кремля решили рассказать о столичных коллекционерах XIX века и их страсти к русской истории. На экспозиции в Кремле, кажется, есть буквально всё – от ложек из коралла и золотых серёжек до русского воинского облачения XVI века, включая загадочные натруску и лядунку (как оказалось, это ёмкости для патронов и пороха).

В название выставки вынесли имя одного из коллекционеров – любителей русской истории Павла Карабанова (1767–1851), который посвятил собирательству 50 лет своей жизни и собрал впечатляющий музей из более чем 200 тысяч предметов. 

– Карабанов называл собирательство своей "любимой охотой", – рассказал Metro Фёдор Панфилов, заведующий сектором зарубежного искусства Оружейной палаты. – У него очень удачно сложились жизненные обстоятельства: он женился на княжне Варваре Гагариной, у которой было большое приданое, что позволило ему полностью посвятить себя коллекционированию.

Но и без приданого невесты небедный и родовитый отставной премьер-майор Преображенского полка после свадьбы решил окончательно бросить дела, стал завсегдатаем блошиных рынков и аукционов и завёл доверенных людей и перекупщиков, которые постоянно приносили ему какие-то диковинки. Сокровища находили Павла Фёдоровича буквально сами: однажды, проезжая мимо Кремля, он наткнулся на группу рабочих, которые вели у его стен ремонтные работы. 

Тот самый античный клад, который Павел Карабанов приобрёл у стен Кремля.
Артур Новосильцев / Агентство "Москва"
Тот самый античный клад, который Павел Карабанов приобрёл у стен Кремля.

– Оказалось, что они только что откопали бронзовую братину (чашу. – Прим. ред.), в которой было 30 древнеримских монет I–III вв. нашей эры. Они собирались клад поделить, но Карабанов его тут же у них приобрёл, – рассказывает Фёдор Панфилов. 

Свой музей сокровищ Карабанов назвал Русским – что было довольно характерно для собирателей той эпохи. Предметы в их коллекциях имели преимущественно русское происхождение, но сам Павел Карабанов приобретал также западноевропейские и восточные артефакты, поскольку они бытовали в Русском государстве и встречались в домах бояр. Например, в экспозиции есть шведская Библия 1703 года, которая, по легенде, когда-то принадлежала Карлу XII и бережно хранилась в семье Карабанова.

Цифра
Более 400 предметов
впервые представлено на выставке из Музеев Московского Кремля и других собраний страны.

Огромный всплеск интереса к русской истории случился после Отечественной войны 1812 года, когда в Москве после пожара сгорело много ценностей, включая оригинал "Слова о Полку Игореве". Все неравнодушные к родной истории бросились на поиски всего, что сохранилось после французского разорения, – так появились частные собрания графа Алексея Мусина-Пушкина (который и утратил "Слово"), князей Николая Юсупова и Михаила Оболенского, а также издателя Михаила Погодина, предметы из коллекций которых тоже собраны сегодня на выставке в Кремле.

Павел Карабанов отличался от всех тем, что свою коллекцию Оружейной палате Московского Кремля он принёс в дар. Это единственный случай в истории национальной сокровищницы, когда ей подарили не один или несколько предметов, как нередко случалось, а целое собрание. Император Николай I предложил Карабанову за его коллекцию 30 тысяч рублей (деньги по тем временам немалые), но Павел Фёдорович от вознаграждения отказался, попросив царя направить всю сумму на нужды богоугодных заведений.

Женские туфли. Россия, первая четверть XVIII в. Собрание Оружейной палаты. Экспонировались в Музее Палаты бояр Романовых.
Артур Новосильцев / Агентство "Москва"
Женские туфли. Россия, первая четверть XVIII в. Собрание Оружейной палаты. Экспонировались в Музее Палаты бояр Романовых.

Ещё один любитель русской старины, известный журналист и издатель Михаил Погодин (1800–1875), дарить никому ничего не собирался, а сразу решительно предложил царю его коллекцию купить.

– Он надеялся, что после покупки государство сделает из его собрания музей, а он станет в нём директором, – рассказывает Metro Фёдор Панфилов. – Но мечтам его не суждено было сбыться: царь распорядился перевезти его коллекцию в Петербург и распределить по разным музеям.

Интересна история клада Юсуповых, серебряная посуда из которого тоже есть на выставке. Сенатор и дипломат, князь Николай Юсупов (1750–1831) руководил Оружейной палатой на протяжении 17 лет. Для своей коллекции он приобрёл целое имение – Архангельское. Часть собрания украсила его дворец в Большом Харитоньевском переулке, который сохранился до наших дней (как, кстати, и особняк Карабанова на Петровке, известный сейчас как усадьба Кирьякова). После кончины князя его наследники приумножили собрание, а архитектор Николай Султанов стилизовал интерьеры дворца под обстановку допетровской эпохи, превратив дворец Юсуповых в "волшебный русский дом", как называли его современники. Покидая Россию после Октябрьской революции, князь Феликс Юсупов спрятал фамильные украшения и предметы старины под лестницей. За кладом присматривал специально нанявшийся работать при доме бывший слуга Юсуповых. Но, несмотря на все ухищрения, в 1925 году клад всё-таки откопали, и по иронии судьбы он оказался в Оружейной палате, которую Николай Юсупов возглавлял столетие назад.

Серебряное блюдо XVII века из того самого клада Юсуповых, найденного в 1925 году.
Артур Новосильцев / Агентство "Москва"
Серебряное блюдо XVII века из того самого клада Юсуповых, найденного в 1925 году.

– Со временем интерес к русской истории не угас, а принял другие формы: при Николае I начали реконструировать старинные интерьеры, которые до этого никого не интересовали, – рассказывает Metro Фёдор Панфилов. – Русский стиль начал активно развиваться, чему сам царь активно способствовал, одобряя финансирование различных архитектурных проектов, в частности воссоздание родового династического гнезда – Палат бояр Романовых в "Зарядье".

Распределённые по разным музеям, сокровища московских коллекционеров впервые спустя более чем столетие, пусть и ненадолго, собрались на соседних полках – как когда-то в домах своих владельцев. И широкая публика также впервые спустя более чем столетие видит всю эту удивительную роскошь.

Крест наперсный. Россия, вторая четверть XIX в. Стилизация под первую четверть XVII века. Серебро, ляпис-лазурь; скань, резьба, золочение. Из собрания П. Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Рамка зеркальная. Россия, Москва, первая половина XVII в. Серебро; чеканка, резьба, золочение, канфарение. Из собрания П. Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Икона "Богоматерь Владимирская" с окладом. Россия, Москва. Конец XVII – начало XVIII вв. Дерево, левкас, ткань, серебро, камни, стекло; темпера яичная, чеканка, резьба, эмаль, скань, чернь, золочение. Из собрания П. Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Башмачки, пара. Из собрания Оружейной палаты. Экспонировались в Палатах бояр Романовых. Россия, первая четверть XVIII в. Кожа, парча, тесьма, шёлк; ткачество. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Натруска. Россия, Москва, 1660 г. Серебро; чеканка, резьба, канфарение. Из собрания П. Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Стакан с изображением герба рода Карабановых. Нюрнберг. 1534–1585 гг.
Ямнитцер В. Серебро; чеканка, литьё, травление, золочение. Из собрания П. Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Раковина. Россия, вторая половина XVIII в. Перламутр; резьба, тонировка. Из собрания П. Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Кукла. Россия, конец XVIII – начало XIX вв. Полотно, холст, галун, тесьма, нити золотные, стёкла, бумага, атлас; ткачество, набойка. Находилась в экспозиции Палат бояр Романовых. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Серьги, пара. Из собрания П. Ф. Карабанова. Россия, XVII в.(?). Серебро, стекло; литьё, золочение. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Чарка. Из собрания П. Ф.Карабанова. Китай, эпоха Цин (1644–1912), XVIII – начало XIX в.(?). Серебро; чеканка, филигрань, эмаль, золочение, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Крест наперсный. Россия, вторая четверть XIX в. Стилизация под первую четверть XVII века. Серебро, ляпис-лазурь; скань, резьба, золочение. Из собрания П. Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля.1/10