Обратная сторона рая: на мини-выставке в Историческом музее показывают платья-цветы

Спрос на цветочную тему был в моде всегда, но за этой красотой в прежние времена скрывался поистине нечеловеческий труд
Обратная сторона рая: на мини-выставке в Историческом музее показывают платья-цветы
Пресс-служба ГИМ
Венок из цветов флёрдоранжа. 1909 год.

В Государственном историческом музее решили встретить весну четырьмя платьями на специальном показе "Мода. Цветочные грёзы". Два произведения портновского искусства XIX века расположились в парадных сенях музея напротив двух современных, созданных художниками-дизайнерами Валентином Юдашкиным и Татьяной Парфёновой. Между ними – шляпа, ридикюль, букеты из флёрдоранжа и туфли, с которых не сводят мобильных фотокамер посетительницы. Платья и все эти предметы объединяет одно – на них есть цветы из атласа, бархата, пайеток, вышивки и даже рыбьей чешуи. 

Туфли с цветочной аппликацией из рыбьей чешуи. Россия. 1830-е. Бархат, шёлк, вышивка золото-серебряными нитями, вышивка рыбьей чешуёй.
Пресс-служба ГИМ
Туфли с цветочной аппликацией из рыбьей чешуи. Россия. 1830-е. Бархат, шёлк, вышивка золото-серебряными нитями, вышивка рыбьей чешуёй.

Почти все костюмы в музее хранятся в запасниках, поскольку историческая одежда – очень капризный для экспонирования материал: чуть что – блёкнет и теряет хрупкое очарование. Когда решили достать старинные платья из спасительных темноты и прохлады, пришла идея дополнить их творениями современных художников. На ум сразу пришла петербургский дизайнер Татьяна Парфёнова, в модных коллекциях которой цветочных мотивов очень много. Более того – она сама увлечённый садовод, выращивает грандиозный сад с розами, мальвами, ирисами, гладиолусами и флоксами и пишет их на холсте. Специально для выставки она создала платье "В раю" – на тюлевой ткани, будто парящие в воздухе, расположились вышитые объёмные соцветия – в самом деле, будто остатки рая на земле.

Невесомому шедевру Парфёновой будто оппонирует красное платье Валентина Юдашкина из коллекции "Анна Каренина", усыпанное розами и рассказывающее о вполне земных страстях. 

Платье из коллекции "Анна Каренина" с туникой. Москва. 1998 год. Дом Моды Valentin Yudashkin, дизайнер Валентин Юдашки
Пресс-служба ГИМ
Платье из коллекции "Анна Каренина" с туникой. Москва. 1998 год. Дом Моды Valentin Yudashkin, дизайнер Валентин Юдашки

Но самую драматичную историю скрывает батистовый пеньюар середины XIX века с вышивкой гладью и кружевом ришелье. 

– Над такими вещами работали крепостные крестьянки, которые от сложной вышивки белым по белому нередко теряли зрение, – рассказала Metro куратор выставки, старший научный сотрудник отдела тканей и костюма Государственного исторического музея Ирина Сафонова

У популярного в XIX веке писателя Сергея Терпигорева даже есть об этом рассказ, который, как ни парадоксально, тоже называется "В раю" и будто описывает именно этот пеньюар на выставке.

ЦИТАТА
Это нечто было удивительное! Это был пеньюар, весь вышитый гладью: дырочки, фестончики, городки, кружочки, цветочки – живого места, что называется, на нём не было – всё вышито!.. Эффект был произведён чрезвычайный. Когда наконец удивления, восхищения и восторги всех уже были выражены и бабушка приняла от всех дань одобрения, подобающую ей, матушка наконец спросила её: – Ну, а сколько же, тетенька, времени вышивали его? – Два года, мой друг... Двенадцать девок два года вышивали его... Три из них ослепли... Все выразили сожаление по этому случаю. А бабушка, вздохнув, добавила: – И самая моя любимая, лучшая – Дашка... Такой у меня уж не будет другой, – с грустью закончила она.
— Сергей Терпигорев "В раю"

Вещи, подобные представленному на выставке пеньюару, очень редки – в собрании Государственного исторического музея их всего 5. 

Интересно, что после отмены крепостного права вышивальщицы и другие мастера, которые выполняли подобную работу, в том числе по изготовлению цветов для дамских нарядов, остались в своих деревнях и продолжили работать, объединившись в артели. Спрос на вышивку и цветы был всегда, при любом политическом строе и моде.

Пеньюар. Россия, середина XIX века. Батист, х/б нити, вышивка гладью, узелком, стежком, ришелье; ручная работа. Из собрания ГИМ.
Пресс-служба ГИМ
Пеньюар. Россия, середина XIX века. Батист, х/б нити, вышивка гладью, узелком, стежком, ришелье; ручная работа. Из собрания ГИМ.