С момента трагедии в "Лужниках", которую годами замалчивали, прошло 40 лет

Metro поговорило с теми, кто был в тот день на матче Кубка УЕФА "Спартак" – "Харлем"
С момента трагедии в "Лужниках", которую годами замалчивали, прошло 40 лет
соцсеть @fcsm_official
Футболисты "Спартака", которые выступают за клуб сейчас, почтили память погибших.

Встреча московского “Спартака” с голландским "Харлемом" состоялась 20 октября 1982 года на Большой спортивной арене в "Лужниках". На матч собирался и теннисист Андрей Чесноков, которому на тот момент было 16 лет.

– Я хорошо помню, как в то утро ко мне в форточку залетел воробей и бабушка, а я тогда жил с ней и с мамой, сказала мне: "Это ж к покойнику". Перед матчем шёл дождь. А ещё было очень холодно, минус 7– 8 градусов, то есть в середине осени пришла зима. И в этот день я один отправился  болеть за знакомых мне футболистов "Спартака", купил билет на трибуну С, – рассказал   Metro Чесноков.

Игра складывалась для столичного клуба удачно. Счёт на 16-минуте встречи открыл Эдгар Гесс, а на 90-й минуте игры преимущество "красно-белых" удвоил Сергей Швецов. 

– Многие болельщики из-за того, что было очень холодно, замёрзли и стали уходить с трибун, не ожидая, что в конце матча будет вдруг забит второй гол,– вспоминает теннисист. –  Когда они узнали об этом, то решили вернуться на трибуны. В это же время те, кто сразу увидел этот гол, стали с них уходить. Возникла давка. Я досидел на трибунах до финального свистка и только после него пошёл на выход и попал в давку.

О том, что увидел Чесноков, пробираясь с арены к выходу, он до сих пор вспоминает, ужасаясь.

–  Из-за мороза, последовавшего после дождя, перила на трибунах арены и лестница заледенели. Люди поскальзывались, падали, погибали. Помню, я шёл по головам, по телам. В тот момент я почувствовал страх от обезумевшей толпы.  При столкновении двух потоков людей, массовой давке,  стремлении каждого выбраться поскорее на улицу болельщики стали лазить через обледеневшие перила, которые под большим давлением толпы наклонились под углом примерно 45–60 градусов, – рассказывает Андрей Чесноков. –  Мне удалось вместе с каким-то военным выбраться на небольшой пятачок – открытое пространство.

На улице находилось несколько машин скорой помощи.

– У Большой спортивной арены стояло 2 кареты скорой помощи. Спасая одного мальчика, я приволок его к медикам, но через несколько секунд он умер… И мне пришлось положить его в шеренгу мёртвых, что стихийно образовалась возле бригад скорой помощи, – описал ужас от случившегося Андрей Чесноков. – Когда я заглянул в паспорт этого подростка, оказалось, что ему всего 17 лет. 

После трагедии почти никто в СМИ об этом не сообщал, кроме одного издания.

– На следующей день после матча из всех советских газет только в "Вечерней Москве" было написано вкратце, что что-то где-то произошло…", – вспоминает Чесноков. 

Произошедшее замалчивали 7 лет, пока об этом не заговорили болельщики "Спартака". Некоторые из них считают, что трагедии удалось бы избежать, если бы не погода, побудившая некоторых болельщиков взять с собой на игру алкоголь. 

– Из-за того, что было очень холодно, многие болельщики перед вечерним матчем решили купить с собой алкогольные напитки, выпили на лавочках у арены, а потом пошли смотреть матч, – рассказывает болельщик “Спартака” Александр Мазов,  который с 1972 года не пропускает ни одного матча с участием любимой команды. – Не знаю, как сложились именно их судьбы, но то, что вдобавок к этому заледеневшие из-за непогоды ступеньки превратились в каток, плюс образовалась давка – это точно усугубило сложившуюся ситуацию. Но меня и моих друзей спасло то, что мы после окончания игры пошли на выход, и, выйдя в крытый коридор арены, свернули к выходу направо, а не налево. Давка образовалась именно в районе левого выхода в этом коридоре.

Памятник погибшим на стадионах мира,  воздвигнутый недалеко от трибуны «В» к десятилетию со дня трагедии в Лужниках.
Евгений Биятов / @ РИА Новости
Памятник погибшим на стадионах мира, воздвигнутый недалеко от трибуны «В» к десятилетию со дня трагедии в Лужниках.
66 человек погибли (по официальным данным) в результате давки

В 1992 году к 10-летию со дня трагедии в "Лужниках" был открыт памятник, который, который посвящён всем погибшим на стадионах мира. Его авторами стали скульптор Михаил Сковородин и архитектор Георгий Луначарский. На монументе начертаны имена погибших, а также названия городов мира, на стадионах которых погибли болельщики, — Брюссель, Глазго, Афины и другие.