
– Я всё ждал, ждал, когда вы приедете к нам в Казахстан, так и не дождался и вот сам приехал, – под общий смех говорит один из собравшихся в зале подмосковного пансионата "Звенигород" слушателей и поднимается на сцену, чтобы подарить Сергею Безрукову плитку казахстанского шоколада.
Казахстан – одна из девяти стран, чьи представители собрались в этом году в Международной летней театральной школе, которую каждый год на три недели открывает в подмосковном пансионате "Звенигород" Союз театральных деятелей России. Несмотря на все ограничения, в этом году конкурс сюда был немаленький: 10 человек на место, из которых в итоге отобрали 50 актёров, режиссёров и хореографов в возрасте до 40 лет из 9 стран, в том числе из Франции и Южной Кореи. Одно из важнейших условий участия – знание русского языка, так что мысли Сергея Безрукова со сцены понятны всем. Каждый может задать вопрос и получить ответ – или не получить, как тот, кто спросил, на работы каких режиссёров он обязательно идёт смотреть не по дружбе, а потому, что очень высоко их ценит. Свои истинные пристрастия в искусстве Сергей Безруков пока утаил, но ответил на другие вопросы, что, вероятно, будет любопытно не только молодым деятелям театра.
Про искусственный интеллект
"Природу человека мы не познали и никогда не познаем до конца. Так что хотелось бы заниматься тем, чем занимался Константин Сергеевич Станиславский – жизнью человеческого духа на сцене. Человек – вот предмет нашего разбирательства. Без технологий мы не обойдёмся, поэтому и в кино, и в театре это используется повсеместно – другое дело, что искусственный интеллект никогда не заменит живого артиста. В моей практике был случай, когда я поработал аватаром, но всё равно понадобилось актёрское исполнение. Зритель всё равно будет скучать по живому искусству, а театр – это здесь и сейчас. Ни один спектакль не похож на предыдущий, потому что каждый раз мы разные, мы меняемся".
Как справляться с грузом ролей?
"Всё зависит от психики каждого индивидуального артиста, насколько она у вас крепкая или расшатанная, неврастеник вы по жизни или нет. Но мы должны проникнуть в образ, который мы не изображаем, не играем, а проживаем на сцене. Всё зависит от вашего проживания образа: если вы действительно перевоплотились плюс к этому ещё и неврастеник, то можете быть неспокойны и неделю, и две. А если вы просто играете, это можно перенести легко. Конечно, это невероятно скучно: играть не проживая. Это очень скучно. Но зато угрызений совести и мук вашего персонажа вам не суждено испытать. Кого-то это устраивает. Но когда ты играешь самого себя всё время, становится скучно".

Мечтать не вредно, но лучше работать
"Это опасно – иметь роль мечты. А если не получилось? Жизнь насмарку? Не надо заморачиваться. Не бывает маленьких ролей. У меня появилась возможность выбирать после того, как вышла "Бригада" и интерес ко мне стал повышенным. Но я очень много работал до этого, я не начался с "Бригады", у меня были замечательные роли в "Табакерке", награды. Мечтать не вредно, но лучше работать. Для того чтобы повезло, будьте готовыми. Наша профессия – это судьба. Нужно быть готовым к шансу, который тебе выпадает. Допустим, тебе выпал шанс и тебе нужно что-то уметь, а ты не умеешь – и это твоя вина. Поэтому будьте профессиональными и подготовленными, чтобы при появлении шанса его использовать. Это и есть та самая судьба".
Известность – это бонус
"Если вы идёте в профессию, чтобы быть известными, то лучше становитесь блогерами. Станьте хорошим артистом, и тогда отбоя от предложений вам не будет, потому что в театре нужны хорошие артисты. Даже в Москве в каждом театре не все артисты известные. Стремление стать известным – это гонка вооружений, которая ни к чему хорошему не приведёт. Вы себя загоните, вы начнёте требовать от своей судьбы, самих себя, начнёте комплексовать. А судьба может повернуться к вам лицом не сразу, вот Витя Сухоруков стал известным достаточно поздно – но уже до этого он был великолепным артистом. Вот так совпало. Лучше воспринимать известность как приятный бонус к актёрской профессии. Просто хорошо работайте, и тогда режиссёры вас с руками оторвут, тем более в театре. Ведь в театре работает не звезда, а коллектив, команда. Даже в самом маленьком эпизоде мне нужен хороший актёр, потому что он создаёт ту самую неповторимую атмосферу правды на сцене. Артисты должны быть точными и профессиональными, даже артистам массовых сцен необходимо обладать мастерством, чтобы не быть на сцене "тюбиками" и уметь создать на втором плане целую жизнь".

Мы стали обезьянами
"Если американский и русский актёры не играют, а проживают на сцене, то они ничем не отличаются. Но есть разные манеры поведения, и современные студенты иногда разговаривают руками, как в хип-хопе. С 1990-х годов мы стали обезьянами, мы стали копировать американский язык и пластику. Для меня неприемлемо, когда мои студенты начинают разговаривать руками, как американцы. С одной стороны, я понимаю, что это неправильно, с другой – это может быть нужно для показа на сцене: например, в будущем, когда наше время будут играть как прошлое, можно использовать эту особенность пластики. А так вся эта манера и речь со "скуфами" и "вписками" порастёт мхом через пять лет. Как ни странно, хорошие представители русской театральной психологической школы в Америке так не разговаривают. Аль Пачино и ДиКаприо так не разговаривают, они не гримасничают и не размахивают руками на каждом слове".
Выживайте сами
"Даже всех своих студентов взять в свой театр я не смогу, это невозможно и гипотетически, потому что существует штатное расписание. Студентам я всегда говорю, что это жесточайшая профессия, в которой вам придётся выживать самим. У нас в стране 110 учебных заведений с театральным направлением, некоторые вузы каждый год выпускают по несколько курсов, на одном курсе – 15–30 человек. Посчитайте, сколько каждый год выпускается артистов? Вы представляете, сколько это молодых людей, которые хотят работать в лучших театрах, стать известными, попасть в Москву и так далее. У нас ролей нет столько, сколько есть желающих их сыграть. Даже если постоянно писать новые пьесы и их ставить, всё равно нереально всех обеспечить ролями. Каждый год жесточайшая конкуренция. Представьте, насколько нужно быть самым крутым и лучшим плюс самым везучим, чтобы найти в жизни место. Это жесточайшая лотерея. Поэтому я всегда честно говорю своим студентам, что они будут выживать. Там, где я могу помочь, я помогаю, у меня много связей, например, в сериале "Плевако" я снял всех студентов своего курса во ВГИКе".