Сергей Безруков рассказал, как был аватаром и почему мы стали обезьянами

Народный артист России и художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков провёл мастер-класс и поделился мыслями с молодыми артистами и режиссёрами из 9 стран мира
Сергей Безруков рассказал, как был аватаром и почему мы стали обезьянами
Егор Николаев
Сергей Безруков отвечает на вопросы.

– Я всё ждал, ждал, когда вы приедете к нам в Казахстан, так и не дождался и вот сам приехал, – под общий смех говорит один из собравшихся в зале подмосковного пансионата "Звенигород" слушателей и поднимается на сцену, чтобы подарить Сергею Безрукову плитку казахстанского шоколада. 

Казахстан – одна из девяти стран, чьи представители собрались в этом году в Международной летней театральной школе, которую каждый год на три недели открывает в подмосковном пансионате "Звенигород" Союз театральных деятелей России. Несмотря на все ограничения, в этом году конкурс сюда был немаленький: 10 человек на место, из которых в итоге отобрали 50 актёров, режиссёров и хореографов в возрасте до 40 лет из 9 стран, в том числе из Франции и Южной Кореи. Одно из важнейших условий участия – знание русского языка, так что мысли Сергея Безрукова со сцены понятны всем. Каждый может задать вопрос и получить ответ – или не получить, как тот, кто спросил, на работы каких режиссёров он обязательно идёт смотреть не по дружбе, а потому, что очень высоко их ценит. Свои истинные пристрастия в искусстве Сергей Безруков пока утаил, но ответил на другие вопросы, что, вероятно, будет любопытно не только молодым деятелям театра. 

Про искусственный интеллект

"Природу человека мы не познали и никогда не познаем до конца. Так что хотелось бы заниматься тем, чем занимался Константин Сергеевич Станиславский – жизнью человеческого духа на сцене. Человек – вот предмет нашего разбирательства. Без технологий мы не обойдёмся, поэтому и в кино, и в театре это используется повсеместно – другое дело, что искусственный интеллект никогда не заменит живого артиста. В моей практике был случай, когда я поработал аватаром, но всё равно понадобилось актёрское исполнение. Зритель всё равно будет скучать по живому искусству, а театр – это здесь и сейчас. Ни один спектакль не похож на предыдущий, потому что каждый раз мы разные, мы меняемся". 

Как справляться с грузом ролей?

"Всё зависит от психики каждого индивидуального артиста, насколько она у вас крепкая или расшатанная, неврастеник вы по жизни или нет. Но мы должны проникнуть в образ, который мы не изображаем, не играем, а проживаем на сцене. Всё зависит от вашего проживания образа: если вы действительно перевоплотились плюс к этому ещё и неврастеник, то можете быть неспокойны и неделю, и две. А если вы просто играете, это можно перенести легко. Конечно, это невероятно скучно: играть не проживая. Это очень скучно. Но зато угрызений совести и мук вашего персонажа вам не суждено испытать. Кого-то это устраивает. Но когда ты играешь самого себя всё время, становится скучно".

Слушатели бросились на сцену обнимать Безрукова.
Егор Николаев
Слушатели бросились на сцену обнимать Безрукова.

Мечтать не вредно, но лучше работать

"Это опасно – иметь роль мечты. А если не получилось? Жизнь насмарку? Не надо заморачиваться. Не бывает маленьких ролей. У меня появилась возможность выбирать после того, как вышла "Бригада" и интерес ко мне стал повышенным. Но я очень много работал до этого, я не начался с "Бригады", у меня были замечательные роли в "Табакерке", награды. Мечтать не вредно, но лучше работать. Для того чтобы повезло, будьте готовыми. Наша профессия – это судьба. Нужно быть готовым к шансу, который тебе выпадает. Допустим, тебе выпал шанс и тебе нужно что-то уметь, а ты не умеешь – и это твоя вина. Поэтому будьте профессиональными и подготовленными, чтобы при появлении шанса его использовать. Это и есть та самая судьба". 

Известность – это бонус

"Если вы идёте в профессию, чтобы быть известными, то лучше становитесь блогерами. Станьте хорошим артистом, и тогда отбоя от предложений вам не будет, потому что в театре нужны хорошие артисты. Даже в Москве в каждом театре не все артисты известные. Стремление стать известным – это гонка вооружений, которая ни к чему хорошему не приведёт. Вы себя загоните, вы начнёте требовать от своей судьбы, самих себя, начнёте комплексовать. А судьба может повернуться к вам лицом не сразу, вот Витя Сухоруков стал известным достаточно поздно – но уже до этого он был великолепным артистом. Вот так совпало. Лучше воспринимать известность как приятный бонус к актёрской профессии. Просто хорошо работайте, и тогда режиссёры вас с руками оторвут, тем более в театре. Ведь в театре работает не звезда, а коллектив, команда. Даже в самом маленьком эпизоде мне нужен хороший актёр, потому что он создаёт ту самую неповторимую атмосферу правды на сцене. Артисты должны быть точными и профессиональными, даже артистам массовых сцен необходимо обладать мастерством, чтобы не быть на сцене "тюбиками" и уметь создать на втором плане целую жизнь". 

Сергей Безруков объясняет тонкости профессии.
Егор Николаев
Сергей Безруков объясняет тонкости профессии.

Мы стали обезьянами

"Если американский и русский актёры не играют, а проживают на сцене, то они ничем не отличаются. Но есть разные манеры поведения, и современные студенты иногда разговаривают руками, как в хип-хопе. С 1990-х годов мы стали обезьянами, мы стали копировать американский язык и пластику. Для меня неприемлемо, когда мои студенты начинают разговаривать руками, как американцы. С одной стороны, я понимаю, что это неправильно, с другой – это может быть нужно для показа на сцене: например, в будущем, когда наше время будут играть как прошлое, можно использовать эту особенность пластики. А так вся эта манера и речь со "скуфами" и "вписками" порастёт мхом через пять лет. Как ни странно, хорошие представители русской театральной психологической школы в Америке так не разговаривают. Аль Пачино и ДиКаприо так не разговаривают, они не гримасничают и не размахивают руками на каждом слове".

Выживайте сами

"Даже всех своих студентов взять в свой театр я не смогу, это невозможно и гипотетически, потому что существует штатное расписание. Студентам я всегда говорю, что это жесточайшая профессия, в которой вам придётся выживать самим. У нас в стране 110 учебных заведений с театральным направлением, некоторые вузы каждый год выпускают по несколько курсов, на одном курсе – 15–30 человек. Посчитайте, сколько каждый год выпускается артистов? Вы представляете, сколько это молодых людей, которые хотят работать в лучших театрах, стать известными, попасть в Москву и так далее. У нас ролей нет столько, сколько есть желающих их сыграть. Даже если постоянно писать новые пьесы и их ставить, всё равно нереально всех обеспечить ролями. Каждый год жесточайшая конкуренция. Представьте, насколько нужно быть самым крутым и лучшим плюс самым везучим, чтобы найти в жизни место. Это жесточайшая лотерея. Поэтому я всегда честно говорю  своим студентам, что они будут выживать. Там, где я могу помочь, я помогаю, у меня много связей, например, в сериале "Плевако" я снял всех студентов своего курса во ВГИКе".