"Шопоголики" не покупают, а борются за светлое будущее

Во французской картине об опасности чрезмерного потребления борцы с магазинами пытаются показать, что протесты лучше шоппинга
"Шопоголики" не покупают, а борются за светлое будущее
Arna Media
Главные герои участвуют в акциях, в которые не особенно верят.

О чём фильм

Погрязший в долгах и кредитах Альбер лишился жилья и ночует в аэропорту, в котором и работает. Он приторговывает тем, что конфисковывают у пассажиров в зоне контроля. Попытавшись однажды сбыть плазменную панель, которую он вырвал из лап конкурентов на "Чёрной пятнице", он попадает в кружок шопоголиков, где знакомится с таким же погрязшим в долгах Брюно. Тот сводит его с кружком борцов с чрезмерным потреблением, которые заняты организацией протестных акций. Два повязанных кредитами мужика включаются в эту нешуточную борьбу: то выльют литры красной краски на ступенях какого-нибудь банка, то, как тараканы, разбегутся по дороге с криками, что планета в опасности, парализовав движение для платёжеспособных французов, которые мчатся с утра в своих автомобилях на работу. Правда, в высокие идеалы борцунов за счастье на планете Альбер и Брюно не особо верят и используют всю их движуху исключительно в личных целях: пролезают во время одной из протестных акций в банк, чтобы добраться до своих кредитных историй, а один и вовсе за взятку пропускает автомобилистов, которые хотят проехать во время организованного восставшими затора на дороге.

Кружком кредитозависимых руководит безнадёжный игроман.
Arna Media
Кружком кредитозависимых руководит безнадёжный игроман.

Впечатления

Прокатное название картины "Шопоголики" сразу отсылает к успешной английской литературной франшизе Софи Кинселлы и такой же успешной американской экранизации с Айлой Фишер в главной роли. Но мечты увидеть особенности заболевания шоппингом в Париже, нарисовавшиеся в связи с этими ассоциациями, к сожалению, не сбудутся. Оригинальное название фильма – "Трудный год" – куда больше соответствует тому, что предстоит увидеть на экране. Вместо завлекательного парижского шоппинга и красивых магазинов нам предстоит любоваться парижскими мусорными контейнерами. Полфильма вообще не понятно, почему он называется комедией: смотреть на то, как главный герой спит в аэропорту и роется на помойке, скорее, грустно. Каких-то признаков шопоголизма ни в главном герое, ни в его повязанном кредитами друге не заметно вообще – представить, что эти мужики обожают или обожали ходить по магазинам, невозможно так же, как долететь до Млечного Пути. Не особенно забавен и руководитель кружка для кредитозависимых, который пытается излечить их мантрой "Прежде чем что-то покупать, спроси себя три раза, нужна ли мне эта вещь" и на досуге пытающийся всеми неправдами пробиться в игровые клубы, где он в чёрных списках. 

Возможно, авторы картины хотели высмеять активистов, которые круглосуточно заняты обдумыванием и реализацией своих дурацких акций, закономерно вызывая у каждого пролетария вопрос, где эти великовозрастные лоботрясы берут деньги на все свои развлечения. Однако возникает уверенное впечатление, что авторы фильма больше хотели пугливо намекнуть на полезность образа мыслей своих героев, чем над ними пошутить. Суммарный хронометраж показа всех протестных акций явно превышает комедийную норму, и в какой-то момент от очередной нарезки беготни борцов за осознанное потребление у зрителя вытягивается озабоченная проблемами жизни на Земле мина. И даже попытки изобразить предводительницу экологических команчей эдакой ошалевшей от осознанности Гретой Тунберг в конце концов сами же авторы и отменяют: в финале она превращается в романтическую героиню, внезапно засунувшую под лавку из-за свалившейся влюблённости своё желание разгромить главный французский банк. 

В общем, как авторы ни старались, убедить зрителя в том, что беготня с лозунгами по Парижу лучше похода по парижским магазинам, им не удалось.