Шувалова рассказала, как россиянки выиграли чемпионат мира по шахматам

Российские шахматистки уверенно выиграли командный чемпионат мира по шахматам в Испании. Одной из самых успешных участниц турнира стала Полина Шувалова. Metro пообщалось с героиней
Шувалова рассказала, как россиянки выиграли чемпионат мира по шахматам
Максим Блинов / @ РИА "Новости"
Полина Шувалова – звезда шахмат (на раздаче автографов, 2025 год).

Россиянки повторили свой успех 2017 и 2021 годов. Женская сборная проявила себя в Испании просто блестяще: выиграла все матчи группового этапа (соперники – Казахстан, США, Испания, Азербайджан и Перу) и плей-офф (Узбекистан, Китай, Азербайджан).

В Линаресе наиболее ярко проявила себя Полина Шувалова, которая набрала 9,5 из 10 возможных очков. 24-летняя шахматистка из города Орска (Оренбургская область) – двукратная чемпионка мира (до 18 лет), чемпионка мира среди юниоров. Считается одной из самых перспективных шахматисток страны.

С какими мыслями вы ехали на чемпионат мира?

– Перед началом турнира мы были фаворитами. Команда у нас сильная, и в неё влилась молодая кровь в лице Ани Шухман. Была задача победить, ехали за золотом. Было приятно отправиться в составе сборной страны спустя 4 года. В 2021-м мы выиграли и командный чемпионат Европы, и командный чемпионат мира. Надеюсь, теперь будем ездить так чаще. Спасибо президенту Федерации шахмат России Андрею Васильевичу Филатову.

Статус фаворитов не давил?

– Наоборот, он давал уверенность. Остальные сборные нас побаивались – и, возможно, китаянок. Но быть фаворитом и оформить это в золото – не всегда одно и то же. В итоге у нас получилось хорошо сыграть. У всех игра более-менее шла. Только у Кати Лагно турнир не очень пошёл, но она и не проиграла, удержала даже плохие для себя позиции.

Как командный турнир по настроению отличается от личного?

– Мне нравятся командные соревнования. Это весело. Нравятся энергетика, хорошее общение внутри коллектива, командный дух. Все, кроме Леи Гарифуллиной, были на сборах перед турниром. Шахматы – индивидуальный спорт, и наличие в нём командных турниров – интересная добавка. Мы хорошо друг с другом общались. Для таких соревнований это важно. Иногда хочется быть вместе с командой, а не против всех, как на личных турнирах.

Мне в этом плане как-то везёт. Когда я играю в составе команды, мы всё выигрываем: и за сборную, и на других соревнованиях. Не было никогда, чтобы кто-то проваливался. В любом случае в такой ситуации ты можешь только поддержать человека. Также в команде, как правило, есть запасные. Если у кого-то совсем не идёт игра, можно его заменить.

"Во время финала мы начали играть в блиц"

Какова роль тренерского штаба на таких турнирах?

– Рулит процессом у нас главный тренер Сергей Владимирович Рублевский. Он главный по принятию решений – кого выставить на матч, кого снять. Излишнего давления я от него никогда не чувствовала. Понятно, что все хотят сыграть хорошо. Как правило, это получается, когда на тебя не давят, что надо выигрывать во что бы то ни стало.

Ещё два тренера в штабе – Евгений Наер и Константин Сакаев. Они помогали на турнире с более точечной шахматной подготовкой. Быть тренером, мне кажется, вообще непросто. Во время партии ты никак не можешь повлиять на игру. Тренеры говорили, что это очень стрессово и энергозатратно.

Насколько неожиданно было видеть в финале сборную Азербайджана, которая оказалась на чемпионате мира из-за проблем с визами спортсменок из Алжира?

– Да, они проиграли матч квалификации команде Узбекистана, но всё равно попали на турнир. Хотя рейтинги у представительниц сборной Азербайджана относительно невысокие, это всегда опасно. Многие девушки там играют в агрессивные шахматы. На первой доске у них была Ульвия Фаталиева, которая последний год показывала очень хорошие результаты. Но мы обыграли их в группе и понимали, что эта команда нам по силам.

В финале были эмоции, которые дополнительно мешали?

– У меня – нет. Турнир складывался для меня удачно, и к этому моменту были уверенность и спокойствие. Когда матч ещё шёл, мы с девчонками и тренерами начали играть в блиц. Так, разогреться на всякий случай перед возможным тай-брейком.

Главный – возможно, решающий – матч был со сборной Китая в полуфинале. Эта команда к нам близка по рейтингу, она неплохая. Что касается возможного противостояния с ней на шахматной Олимпиаде, сначала нас должны туда допустить. Это будет большим прорывом. У Китая настолько мощный состав, что они могут выставить две-три команды, которые будут вполне способны бороться. Но чем сильнее соперник, тем интереснее против него играть.

Как вам удалось набрать 9,5 очка в 10 партиях?

– Честно говоря, вообще не ожидала от себя такой игры. Я хотела сыграть хорошо, чтобы помочь команде победить. Выиграла партий шесть подряд – и всё неплохо пошло! Очень рада, что так получилось. Возможно, это один из моих лучших результатов в карьере. Приятно, что он был на командном турнире за страну.

"Есипенко и Лагно с Горячкиной могут выиграть Турниры претендентов"

Каково было находиться в международной изоляции эти четыре года?

– Конечно, было неприятно не иметь возможности сыграть за страну на многих турнирах. К счастью, мы можем играть в индивидуальном порядке. В плане практики и развития карьеры это не так сильно отразилось, как в других видах спорта, где атлетам вообще запретили участвовать. Хочется, чтобы ограничения были сняты, чтобы мы могли участвовать везде и под своим флагом.

Какие перспективы у мужской сборной России, если 14 декабря генассамблея ФИДЕ допустит её участие в соревнованиях?

– У мужчин ситуация немного другая. Они смогут бороться за медали, но им будет сложнее. Есть много сильных команд.

Чего ждать от Андрея Есипенко, а также Александры Горячкиной и Екатерины Лагно на Турнирах претендентов?

– В первую очередь, поздравляю Андрея. Попадание на Турнир претендентов – большое достижение. Он уже давно был к этому готов. Если он покажет свою игру, которую показывал на Кубке мира, будет одним из фаворитов. Что касается девушек, и Горячкина, и Лагно вполне могут выиграть Турнир претенденток. Но, конечно, это очень непростые соревнования. Там нужно много сил и подготовки. Всё зависит от того, в какой форме спортсмены к ним подойдут.

А какие турниры ждут вас?

– В самое ближайшее время я играю в Ханты-Мансийске в финале Гран-при по рапиду и блицу. Потом – Глобальная лига в Индии. Это тоже турнир по рапиду. В конце года – чемпионат мира по рапиду и блицу в Дохе. Надеюсь, удастся показать хорошие результаты.

Но вы ведь только вернулись с чемпионата мира. Не сложно ли играть подряд столько турниров?

– Будь это классика, я бы подумала. Но это более быстрые форматы. Тренировка перед следующими турнирами не помешает. Быстрые контроли мне нравятся. Хотя, наверное, я единственная из команды, кто поехал дальше играть. После Ханты-Мансийска будет некоторый перерыв.