Скандал вокруг памятника Александру Блоку: московские скульпторы поделились своим мнением

Metro спросило известных московских скульпторов, что они думают о нашумевшей работе под углом 45° Евгения Ротанова
Скандал вокруг памятника Александру Блоку: московские скульпторы поделились своим мнением
© РИА "НОВОСТИ"
Памятник Александру Блоку авторства Евгения Ротанова

Казалось бы, где ещё спорить о памятниках, как не в культурной столице России. Вот и недавно установленное изваяние великого русского поэта Александра Блока спровоцировало настоящий скандал.

Первое недоумение возникло у петербуржцев ещё в декабре, когда замотанный в плёнку памятник водрузили на постамент под углом почти 45°. "Почему он падает?" – вопрошали горожане.

В день открытия, увидев четырёхметровую фигуру, нависающую над прохожими, многие петербуржцы испытали настоящий катарсис – высвобождение эмоций в результате душевного потрясения или перенесённого страдания. Блока сравнили с Пизанской башней, "дементором" из саги о Гарри Поттере и даже с постапокалиптической "Алёнкой" из Воронежа. Однако "блоковеды" встали на защиту памятника, отметив, что он перекликается с гнетущей атмосферой поэмы "Двенадцать". Действительно, если перечитать отрывок, всё становится на свои места:

Чёрный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всём божьем свете!

Автор так видит

Metro решило узнать не у дилетантов, а у известных московских скульпторов, как они оценивают работу питерского коллеги.

Салават Щербаков

Памятники Владимиру Великому на Боровицкой площади, Петру Столыпину, Михаилу Калашникову и другим
Vasiliy Kuzmichenok
Памятники Владимиру Великому на Боровицкой площади, Петру Столыпину, Михаилу Калашникову и другим

Самое главное в памятнике не скульптор и его художественные пристрастия, а тот, кому этот памятник возводят. В данном случае это Александр Блок. Сходство должно быть не только психологическим, но и портретным. Не менее важно отразить эпоху серебряного века и революции, передать характер того времени. Иначе получается подобие шахматной фигуры, экзистенциальная скульптура, в плохом смысле этого слова, связанная с мыслью художника о чём угодно, не относящемся к теме. 

Люди необразованные, далёкие от искусства, говорят, что нет внешнего сходства. Но памятник и не должен быть похож. Это образ, в котором художник, то есть я, обобщил образ поэта.
Евгений Ротанов, скульптор

Если бы скульптура была посвящена конкретному произведению – ещё можно было бы понять. А здесь мы видим персонаж совершенно не блоковский. В поэме "Двенадцать" совсем другой ритм событий. Поймать ту неуловимую стилистику очень сложно. Я бы сказал, что здесь стилистика немного "отсталая". Это искусство, популярное в Европе в 50–60 годах, перебравшееся в Советский Союз. Тогда это было модно. А сейчас было бы модно попасть точно в Блока. Мне сама скульптура нравится, прослеживается и мастерство, и талант. Я вижу, что это действительно профессиональный и сильный скульптор, но Блока мне здесь не хватает. Мимо. Неуместно и неточно. Блок гораздо больше нас всех, поэтому нужно уделять большее внимание его личности. Это привнесённое искусство советского периода – "кокетливое". Тот, кто читал Блока, должен дышать Блоком, его "Незнакомкой" и "Двенадцатью", а здесь дыхание художников-шестидесятников. Но это моё субъективное мнение, я его не навязываю. В любом случае поздравляю коллегу с яркой работой!

Георгий Франгулян

Памятники Булату Окуджаве на Арбате, Самуилу Маршаку, Михаилу Булгакову, Дмитрию Шостаковичу, Иосифу Бродскому и другим
Vasil Kuzmichonak
Памятники Булату Окуджаве на Арбате, Самуилу Маршаку, Михаилу Булгакову, Дмитрию Шостаковичу, Иосифу Бродскому и другим

Мне памятник понравился. В нём есть пластика, движение – некая условность художественного звучания, что я всячески приветствую. Евгения Ротанова знаю давно, это очень достойный скульптор, представитель питерской школы. Но у нас всё, что хоть как-то выходит за рамки, готовы критиковать. Я бы, наоборот, отметил индивидуальное видение художника, которое, на мой взгляд, совпадает и с образом Блока. Памятник наполнен смыслом и представляет собой почву для размышлений. Это не стереотипная работа, поэтому и вызывает у некоторых неоднозначные чувства. Я за то, чтобы автор выражал свои чувства в творчестве, этим и интересны художники. Это и отличает искусство от простого ремесла.

Андрей Ковальчук

Памятники героям Первой мировой войны на Поклонной горе, Александру Солженицынуи другим
Сергей Пятаков
Памятники героям Первой мировой войны на Поклонной горе, Александру Солженицынуи другим

Это авторское видение Блока. Существует же авторское кино, которое понятно далеко не всем. Авторские фильмы всегда очень неоднозначны, и здесь так же. Я бы не стал так делать, но это не означает, что скульптура плоха, неуместна и так далее. Ротанова я знаю как хорошего, интересного скульптора со своим взглядом на пластику да и на скульптуру вообще. Он отличается от других реалистически-работающих художников. Блока он увидел вот так. И раз его работу поддержали – скульптура же прошла всевозможные согласования, значит, не только он так увидел. Вообще, в последние годы наблюдается очень много разных концепций, и все они имеют место. Любое произведение имеет право на существование, если оно не несёт какого-то негативного подтекста.