Сохранять древнюю живопись – для реставратора совершенно особое ощущение

Художник-реставратор Дарья Бадулина не только восстанавливает древнюю живопись, но и создаёт копии известных картин, а также авторские полотна
Сохранять древнюю живопись – для реставратора совершенно особое ощущение
Анна Левандовская
Автопортрет Дарья нарисовала по заданию в университете

Дарья рисует с детства, ещё в средней школе она выбрала художественный класс, а после поступила в Художественно-промышленный университет им. Строганова.

– И я очень долго не могла выбрать специальность, мне нравилась графика и реставрация, – вспоминает Дарья. – В итоге выбрала последнее и нисколько не жалею. Сейчас мне очень нравится моя работа!

Дарья специализируется на древней живописи, в её копилке – реставрация икон и живописи в монастырях по всей России и не только. Самой ценной для себя она считает работу над иконами из Новодевичьего монастыря: Дарья участвовала в реставрации иконостаса Смоленского собора – около 80 икон.

– В моей работе чувствуешь единение с автором. Я же понимаю, как именно он это делал, что здесь так взял кисточку, а здесь так провёл мазок... И, повторяя эти движения, я чувствую нечто совершенно особое, – делится Дарья. – Я создаю и авторские работы, но больше всё-таки люблю не придумывать новое, а именно сохранять что-то древнее.

Копии известных картин дополнили коллекцию работ Дарьи просто потому, что ей захотелось научиться новой технике и расширить свои навыки.

Но у лёгкого и складного рассказа есть одно обстоятельство, о котором трудно умолчать. Дарья – инвалид третьей группы. В детстве у неё был сколиоз четвёртой степени. В старшей школе она перенесла первую из двух операций на позвоночнике, в результате которых ей поставили опорную железную конструкцию.

– Иногда обо мне так пишут, что если бы я себя не знала, то представила бы абсолютно немощного человека, который только пытается выжить, – смеётся Дарья. – Это не так. Я очень много работала над собой, чтобы исправить эту ситуацию, и работаю до сих пор...

Сейчас, по словам Дарьи, если она наденет обтягивающую одежду, будет видно небольшое искривление и она хочет это исправить. Но дело здесь не только во внешних проявлениях... Дарья не может долго лежать, долго сидеть, долго стоять – у неё начинает болеть спина. И тем не менее она окончила художественный класс, а затем и институт. Вопрос один: как?

– Через боль, ведь приходилось как раз много сидеть и много стоять, – пожимает Дарья плечами. – Во время учёбы в школе я испытывала такую сильную боль, что приходила домой, ложилась на спину и пыталась подвигать тазом до того момента, пока не хрустнет – только так мне становилось легче.

Но при этом Дарья утверждает, что её образ жизни почти не отличается от других людей. Она мама четырёхлетнего ребёнка, счастливая супруга и, хотя врачи запрещают, обожает кататься на велосипеде. Только во всё это включены ежедневные занятия гимнастикой. И секрет того, как всё успеть, понятен, но непрост.

– Как говорят, хочешь успеть три дела, запланируй пять! – говорит Дарья. – Больше запланируешь – больше сделаешь, так это и работает.

Выставка картин Дарьи Бадулиной сейчас временно представлена в центре "Московского долголетия" в торговом центре "Южный".