Сокровища спасённые и утраченные: в Москве показывают раритеты из Царского Села

На выставке "Сокровища императорских резиденций. Царское Село" собрали больше полутысячи редкостей из загородной резиденции Романовых
Сокровища спасённые и утраченные: в Москве показывают раритеты из Царского Села
Новосильцев Артур / АГН Москва
История Янтарной комнаты волнует всех.

В Государственном историческом музее — крупнейшие за всю историю "гастроли" дворцовых ценностей из Царского Села. Здесь показывают 526 роскошных артефактов, многие из которых впервые покинули места своего хранения и не демонстрировались даже в родных музейных залах. Например, никогда не видели посетители царскосельских музеев перламутровый столик, подаренный, по преданию, турецким султаном Абдул-Гамидом Екатерине II после победы России в первой Русско-турецкой войне. 

— А вот её столик из серебра, — показывает заместитель директора по научной и просветительской работе Музея-заповедника "Царское село" Ираида Ботт. — Она была затейницей, у неё были предметы гарнитура из разных, казалось бы, не сопоставимых с мебелью материалов.

Эта выставка, действительно, напоминает прогулку по интерьерам дворцовых комнат: рядом с картинами и предметами мебели, один роскошнее другого, из перламутра, серебряной парчи и разноцветного камня соседствуют полки с русским, европейским и восточным фарфором и стеклом. Посуда в технике "буль де неж", усеянная мелкими лепными цветами, предметы "рафаэлевского" сервиза, расписанные по мотивам одноимённых галерей Зимнего дворца, китайские вазы и блюда — с драконами и изображением танцовщицы, которое художник Александр Бенуа назвал "настоящей поэмой красок"... 

Чернильный прибор из малахита и бронзы. 1820–1830 гг. Санкт-Петербург.
Пресс-служба ГИМ
Чернильный прибор из малахита и бронзы. 1820–1830 гг. Санкт-Петербург.
Царское Село – бывшая летняя резиденция российских императоров, признанный шедевр архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью более 300 га расположены Екатерининский и Александровский дворцы, а также более 100 архитектурных сооружений, отражающих архитектурные эпохи от барокко до историзма. В 2014 году в состав музея вошел Баболовский парк. Таким образом, общая площадь музея-заповедника сейчас составляет более 550 га. Большой Царскосельский (или Екатерининский) дворец протяжённостью 306 метров строился в 1744 – 1756 гг. под руководством Бартоломео Растрелли. Александровский дворец был сооружён  в конце XVIII в. Джакомо Кваренги для старшего внука императрицы Екатерины II. Он стал родовым гнездом для нескольких поколений Романовых. В 1918 году Царскосельский дворцово-парковый ансамбль стал музеем.  

От постояльцев Царского Села осталось немало одежды – коллекция гардероба в музее одна из крупнейших в России. Загородную резиденцию любили все русские монархи, но особенно прикипели к ней Николай I, Александр II и Николай II, охотно жившие тут с семьями с мая по сентябрь и оставившие здесь много своей одежды.

– Обратите внимание на этот гусарский доломан, – показывает Ираида Ботт на красный мундир. – В нём Николай II венчался, сохранилась этикетка: “В этом доломане Его Величество бракосочетался. Сохранить навсегда". 

А вот уникальные медные доспехи радостного и печального рыцарей, которые шли в траурном кортеже всех трёх царствующих российских Александров, от первого до третьего. Их случайно обнаружили в Царском Селе во время ремонта одной из хозяйственных построек под полом.

Позолоченные медные доспехи Радостного рыцаря, который сопровождал траурную императорскую процессию верхом и воплощал идею преемственности власти. Он отождествлялся с новым монархом. Второй, чёрный Печальный рыцарь, шёл пешком перед катафалком императора с опущенным мечом и соотносился с усопшим правителем.
Пресс-служба ГИМ
Позолоченные медные доспехи Радостного рыцаря, который сопровождал траурную императорскую процессию верхом и воплощал идею преемственности власти. Он отождествлялся с новым монархом. Второй, чёрный Печальный рыцарь, шёл пешком перед катафалком императора с опущенным мечом и соотносился с усопшим правителем.

Царскосельские музейщики решили привезти в Москву, по их словам, всё самое невероятное, свидетельствующее об удивительном вкусе и, конечно, возможностях бывших обитателей дворцовых комнат. Путешествие по залам экспозиции способно вскружить посетителю голову и обликом представленного, и многообразием историй, стоящих за каждым предметом. По этикеткам коллекций мебели, посуды, картин, одежды, оружия и драгоценностей можно изучать историю западноевропейского, русского и восточного искусства с XVIII по начало ХХ века. Привезли даже кареты, которые вообще очень сложно показывать где бы то ни было – они проходят не во все музейные двери. Вот садовая колясочка английской работы, в которую запрягали пони и осликов и которую Екатерина II купила для своих внуков, а вот эти маскарадные саночки русской работы конца XVIII века – из павловских времён, сетка спереди предохраняла пассажиров от снега из-под копыт. 

Сани на выставке "Сокровища императорских резиденций. Царское Село".
Илья Питалев /@РИА Новости
Сани на выставке "Сокровища императорских резиденций. Царское Село".

Впечатление от увиденного усиливается, если принимать во внимание, что это лишь крупица того, что сохранилось от царскосельских сокровищ после фашистского вторжения. Когда 24 января 1944 года части 56-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта вошли в город Пушкин, их глазам предстали разрушенные и изувеченные дворцовые залы: груды горелых балок, чёрные траурные арабески вместо живописи панно, небо вместо резных потолков, воткнутые в разбитые каминные зеркала трубы печей-времянок... До войны царскосельский музей насчитывал 110 тысяч единиц хранения, включая фотографии и открытки. В эвакуацию вывезли около 18 тыс., самое значительное в художественном и историческом отношении. Например брюссельский сервиз в футляре, который императору Александру I подарила его младшая сестра Елена, когда уже была замужем за наследным нидерландским принцем Виллемом Оранским. Сегодня его можно тоже увидеть на выставке в ГИМе.

Всё остальное было варварски разграблено и уничтожено. С тех пор, вплоть до настоящего времени, продолжается восстановление утраченного. Самым известным символом этого реставраторского подвига, конечно, стала Янтарная комната, которую воссоздавали с 1979 по 2003 год, без малого четверть века. В эвакуацию удалось вывезти лишь коллекцию бесценных янтарных предметов, которую начал собирать ещё Пётр I, а украшенная янтарём мебель и стены были расхищены нацистами. 

Трубка с изображением императора Александра III. 1881–1894 год. Янтарь, кость. Александр III и его супруга были заядлыми курильщиками. В своих дворцах император собрал большое число курительных трубок оригинальной формы.
Пресс-служба ГИМ
Трубка с изображением императора Александра III. 1881–1894 год. Янтарь, кость. Александр III и его супруга были заядлыми курильщиками. В своих дворцах император собрал большое число курительных трубок оригинальной формы.

Среди таких, казалось, безвозвратно потерянных произведений из Янтарной комнаты была мозаичная картина "Осязание и обоняние", выложенная из 9 видов камней в технике флорентийской мозаики. На протяжении долгих лет по сохранившимся цветным эскизам из мастерской Pietra Dure во Флоренции, где она была создана в XVIII веке, отечественные реставраторы выкладывали её точную копию. И неожиданно в 1997 году эта мозаичная картина "всплыла" на аукционе в Лондоне, где её пытался втайне продать сын уроженца Бремена, который побывал во время войны в Царском Селе в качестве водителя санитарной машины. 

— Об аукционе стало известно журналистам из бывшего ГДР, поднялся шум, тяжба длилась три года, — рассказывает Ираида Ботт. — А после публикации в журнале "Шпигель" один немецкий реставратор рассказал, что знает, у кого есть ещё и комод из Янтарной комнаты. В результате он вернулся к нам вместе с мозаикой. Нашей радости не было предела, но параллельно мы грустили, потому что к моменту возвращения мозаики у нас была готова её копия. А потом подумали и выставили её на мольберте рядом с воссозданной, потому что поняли, что можем гордиться этой работой — так хороша она была по исполнению. Копия немного интенсивнее по цвету, потому что мы не видели оригинала и пользовались эскизами из Флоренции, краски которых ярче, чем получившаяся картина из природного камня.

Фрагмент флорентийской мозаики "Осязание и обоняние" на выставке.
Наталья Бабахина
Фрагмент флорентийской мозаики "Осязание и обоняние" на выставке.

Волею судеб послевоенная жизнь музея-заповедника "Царское Село" постепенно превратилась в энциклопедию реставрации: художники и сегодня выполняют десятки видов работ, параллельно воссоздавая утраченные технологии. Так, свыше 200 специалистов на протяжении 5 лет возрождали 8 личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле: Китайский и Купольный залы, Синий (Табакерка), Серебряный и Зеркальный кабинеты, Опочивальню, Рафаэлевскую и Туалетную комнаты. Их открытие публике стало главным событием прошлого года в музее-заповеднике, и предметы из них есть сегодня на выставке в ГИМе. До этого в 2019 году завершили реставрацию церкви Воскресения Христова, в 2021-м восстановили великолепный Лионский зал Екатерининского дворца, стены которого обиты дорогим шёлком "золотой бутон". И это далеко не полный список. История Музея-заповедника "Царское Село" стала многолетним и продолжающимся подвигом во имя исторической памяти и красоты.

Что ещё можно увидеть на выставке

Модель Большого Царскоселького дворца, выполненная по проекту архитектора Андрея Квасова в 1744 году. Она единственная из огромной коллекции моделей зданий, которая хранилась в Царском Селе и которая полностью погибла в годы войны. Модель разъёмная: можно снять крышу, разобрать этажи и увидеть детали внутренней планировки: залы, лестницы, печи, камины и т.д. Это особенно ценно, поскольку чертежей здания тоже не сохранилось.
Пресс-служба ГИМ
Модель Большого Царскоселького дворца, выполненная по проекту архитектора Андрея Квасова в 1744 году. Она единственная из огромной коллекции моделей зданий, которая хранилась в Царском Селе и которая полностью погибла в годы войны. Модель разъёмная: можно снять крышу, разобрать этажи и увидеть детали внутренней планировки: залы, лестницы, печи, камины и т.д. Это особенно ценно, поскольку чертежей здания тоже не сохранилось.
Секретер настольный, 1862 год. Выполнен по заказу императрицы Марии Александровны для Лионской гостиной. Центральная дверца украшена рельефной мозаикой в виде букета цветов, выполненных из полудрагоценных камней: бирюзы (незабудки), кахолонга (цветы магнолии), родонита и яшмы (сердцецвет, душистый горошек, бутон розы), нефрита (стебли и листья).
Пресс-служба ГИМ
Секретер настольный, 1862 год. Выполнен по заказу императрицы Марии Александровны для Лионской гостиной. Центральная дверца украшена рельефной мозаикой в виде букета цветов, выполненных из полудрагоценных камней: бирюзы (незабудки), кахолонга (цветы магнолии), родонита и яшмы (сердцецвет, душистый горошек, бутон розы), нефрита (стебли и листья).
Ларец данцигского матера Готфрида Турау (1705 г.), покрытый пластинами различных оттенков янтаря, входит в комплекс предметов, являющихся символом Царского Села. Он объединил памятники, относящиеся к знаменитой Янтарной комнате. Возникновение этих раритетов связано с приобретением Петром I панелей Янтарного кабинета, изготовленных немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I. В Россию эти панно, облицованные пластинами янтаря и украшенные резными янтарными деталями, попали как подарок его сына, короля Фридриха Вильгельма I. По воле Елизаветы Петровны драгоценные части интерьера были собраны и образовали уникальный зал в Царском Селе по проекту Растрелли в 1755 г.
Пресс-служба ГИМ
Ларец данцигского матера Готфрида Турау (1705 г.), покрытый пластинами различных оттенков янтаря, входит в комплекс предметов, являющихся символом Царского Села. Он объединил памятники, относящиеся к знаменитой Янтарной комнате. Возникновение этих раритетов связано с приобретением Петром I панелей Янтарного кабинета, изготовленных немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I. В Россию эти панно, облицованные пластинами янтаря и украшенные резными янтарными деталями, попали как подарок его сына, короля Фридриха Вильгельма I. По воле Елизаветы Петровны драгоценные части интерьера были собраны и образовали уникальный зал в Царском Селе по проекту Растрелли в 1755 г.
Икона-портрет "Святая царица Александра, возносящаяся на небо" работы Карла Брюллова. Художник изобразил рано скончавшуюся любимую дочь императора Николая I Александру в образе Святой царицы Александры, супруги императора Диоклетиана, принявшей вместе с ним мученическую смерть. Икона была заказана Брюллову офицерами Преображенского полка и преподнесена императору Николаю I. Живописец отказался от оплаты работы, сочувствуя утрате императорской четы.
Пресс-служба ГИМ
Икона-портрет "Святая царица Александра, возносящаяся на небо" работы Карла Брюллова. Художник изобразил рано скончавшуюся любимую дочь императора Николая I Александру в образе Святой царицы Александры, супруги императора Диоклетиана, принявшей вместе с ним мученическую смерть. Икона была заказана Брюллову офицерами Преображенского полка и преподнесена императору Николаю I. Живописец отказался от оплаты работы, сочувствуя утрате императорской четы.
Часы каминные "Реймсский собор". Париж, около 1835 года. Корпус часов воспроизводит западный фасад собора в Реймсе, в котором были коронованы почти все французские монархи. При создании модели воспроизведены в мельчайших подробностях архитектурные детали фасада и скульптурные украшения. Тема соборов в изготовлении часов приобрела особую популярность после выхода "Собора Парижской Богоматери" Виктора Гюго.
Пресс-служба ГИМ
Часы каминные "Реймсский собор". Париж, около 1835 года. Корпус часов воспроизводит западный фасад собора в Реймсе, в котором были коронованы почти все французские монархи. При создании модели воспроизведены в мельчайших подробностях архитектурные детали фасада и скульптурные украшения. Тема соборов в изготовлении часов приобрела особую популярность после выхода "Собора Парижской Богоматери" Виктора Гюго.
Картина "Царскосельская карусель" — произведение французского художника-баталиста Ораса Верне. Он выполнял дипломатические поручения в России и среди других заказов императорского двора создал полотно, на котором запечатлел праздник в честь 25-летия бракосочетания Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. "Царскосельская карусель" представляла действо в средневековой стилистике. В рыцарском костюмированном кортеже приняла участие семья императора, где для дам были изготовлены яркие средневековые наряды, а кавалеры использовали аутентичные доспехи из Арсенала Царского Села.
Пресс-служба ГИМ
Картина "Царскосельская карусель" — произведение французского художника-баталиста Ораса Верне. Он выполнял дипломатические поручения в России и среди других заказов императорского двора создал полотно, на котором запечатлел праздник в честь 25-летия бракосочетания Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. "Царскосельская карусель" представляла действо в средневековой стилистике. В рыцарском костюмированном кортеже приняла участие семья императора, где для дам были изготовлены яркие средневековые наряды, а кавалеры использовали аутентичные доспехи из Арсенала Царского Села.