
В Государственном историческом музее — крупнейшие за всю историю "гастроли" дворцовых ценностей из Царского Села. Здесь показывают 526 роскошных артефактов, многие из которых впервые покинули места своего хранения и не демонстрировались даже в родных музейных залах. Например, никогда не видели посетители царскосельских музеев перламутровый столик, подаренный, по преданию, турецким султаном Абдул-Гамидом Екатерине II после победы России в первой Русско-турецкой войне.
— А вот её столик из серебра, — показывает заместитель директора по научной и просветительской работе Музея-заповедника "Царское село" Ираида Ботт. — Она была затейницей, у неё были предметы гарнитура из разных, казалось бы, не сопоставимых с мебелью материалов.
Эта выставка, действительно, напоминает прогулку по интерьерам дворцовых комнат: рядом с картинами и предметами мебели, один роскошнее другого, из перламутра, серебряной парчи и разноцветного камня соседствуют полки с русским, европейским и восточным фарфором и стеклом. Посуда в технике "буль де неж", усеянная мелкими лепными цветами, предметы "рафаэлевского" сервиза, расписанные по мотивам одноимённых галерей Зимнего дворца, китайские вазы и блюда — с драконами и изображением танцовщицы, которое художник Александр Бенуа назвал "настоящей поэмой красок"...

Царское Село – бывшая летняя резиденция российских императоров, признанный шедевр архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью более 300 га расположены Екатерининский и Александровский дворцы, а также более 100 архитектурных сооружений, отражающих архитектурные эпохи от барокко до историзма. В 2014 году в состав музея вошел Баболовский парк. Таким образом, общая площадь музея-заповедника сейчас составляет более 550 га. Большой Царскосельский (или Екатерининский) дворец протяжённостью 306 метров строился в 1744 – 1756 гг. под руководством Бартоломео Растрелли. Александровский дворец был сооружён в конце XVIII в. Джакомо Кваренги для старшего внука императрицы Екатерины II. Он стал родовым гнездом для нескольких поколений Романовых. В 1918 году Царскосельский дворцово-парковый ансамбль стал музеем. От постояльцев Царского Села осталось немало одежды – коллекция гардероба в музее одна из крупнейших в России. Загородную резиденцию любили все русские монархи, но особенно прикипели к ней Николай I, Александр II и Николай II, охотно жившие тут с семьями с мая по сентябрь и оставившие здесь много своей одежды.
– Обратите внимание на этот гусарский доломан, – показывает Ираида Ботт на красный мундир. – В нём Николай II венчался, сохранилась этикетка: “В этом доломане Его Величество бракосочетался. Сохранить навсегда".
А вот уникальные медные доспехи радостного и печального рыцарей, которые шли в траурном кортеже всех трёх царствующих российских Александров, от первого до третьего. Их случайно обнаружили в Царском Селе во время ремонта одной из хозяйственных построек под полом.

Царскосельские музейщики решили привезти в Москву, по их словам, всё самое невероятное, свидетельствующее об удивительном вкусе и, конечно, возможностях бывших обитателей дворцовых комнат. Путешествие по залам экспозиции способно вскружить посетителю голову и обликом представленного, и многообразием историй, стоящих за каждым предметом. По этикеткам коллекций мебели, посуды, картин, одежды, оружия и драгоценностей можно изучать историю западноевропейского, русского и восточного искусства с XVIII по начало ХХ века. Привезли даже кареты, которые вообще очень сложно показывать где бы то ни было – они проходят не во все музейные двери. Вот садовая колясочка английской работы, в которую запрягали пони и осликов и которую Екатерина II купила для своих внуков, а вот эти маскарадные саночки русской работы конца XVIII века – из павловских времён, сетка спереди предохраняла пассажиров от снега из-под копыт.

Впечатление от увиденного усиливается, если принимать во внимание, что это лишь крупица того, что сохранилось от царскосельских сокровищ после фашистского вторжения. Когда 24 января 1944 года части 56-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта вошли в город Пушкин, их глазам предстали разрушенные и изувеченные дворцовые залы: груды горелых балок, чёрные траурные арабески вместо живописи панно, небо вместо резных потолков, воткнутые в разбитые каминные зеркала трубы печей-времянок... До войны царскосельский музей насчитывал 110 тысяч единиц хранения, включая фотографии и открытки. В эвакуацию вывезли около 18 тыс., самое значительное в художественном и историческом отношении. Например брюссельский сервиз в футляре, который императору Александру I подарила его младшая сестра Елена, когда уже была замужем за наследным нидерландским принцем Виллемом Оранским. Сегодня его можно тоже увидеть на выставке в ГИМе.
Всё остальное было варварски разграблено и уничтожено. С тех пор, вплоть до настоящего времени, продолжается восстановление утраченного. Самым известным символом этого реставраторского подвига, конечно, стала Янтарная комната, которую воссоздавали с 1979 по 2003 год, без малого четверть века. В эвакуацию удалось вывезти лишь коллекцию бесценных янтарных предметов, которую начал собирать ещё Пётр I, а украшенная янтарём мебель и стены были расхищены нацистами.

Среди таких, казалось, безвозвратно потерянных произведений из Янтарной комнаты была мозаичная картина "Осязание и обоняние", выложенная из 9 видов камней в технике флорентийской мозаики. На протяжении долгих лет по сохранившимся цветным эскизам из мастерской Pietra Dure во Флоренции, где она была создана в XVIII веке, отечественные реставраторы выкладывали её точную копию. И неожиданно в 1997 году эта мозаичная картина "всплыла" на аукционе в Лондоне, где её пытался втайне продать сын уроженца Бремена, который побывал во время войны в Царском Селе в качестве водителя санитарной машины.
— Об аукционе стало известно журналистам из бывшего ГДР, поднялся шум, тяжба длилась три года, — рассказывает Ираида Ботт. — А после публикации в журнале "Шпигель" один немецкий реставратор рассказал, что знает, у кого есть ещё и комод из Янтарной комнаты. В результате он вернулся к нам вместе с мозаикой. Нашей радости не было предела, но параллельно мы грустили, потому что к моменту возвращения мозаики у нас была готова её копия. А потом подумали и выставили её на мольберте рядом с воссозданной, потому что поняли, что можем гордиться этой работой — так хороша она была по исполнению. Копия немного интенсивнее по цвету, потому что мы не видели оригинала и пользовались эскизами из Флоренции, краски которых ярче, чем получившаяся картина из природного камня.

Волею судеб послевоенная жизнь музея-заповедника "Царское Село" постепенно превратилась в энциклопедию реставрации: художники и сегодня выполняют десятки видов работ, параллельно воссоздавая утраченные технологии. Так, свыше 200 специалистов на протяжении 5 лет возрождали 8 личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле: Китайский и Купольный залы, Синий (Табакерка), Серебряный и Зеркальный кабинеты, Опочивальню, Рафаэлевскую и Туалетную комнаты. Их открытие публике стало главным событием прошлого года в музее-заповеднике, и предметы из них есть сегодня на выставке в ГИМе. До этого в 2019 году завершили реставрацию церкви Воскресения Христова, в 2021-м восстановили великолепный Лионский зал Екатерининского дворца, стены которого обиты дорогим шёлком "золотой бутон". И это далеко не полный список. История Музея-заповедника "Царское Село" стала многолетним и продолжающимся подвигом во имя исторической памяти и красоты.
Что ещё можно увидеть на выставке





