
Впечатляет прежде всего здание музея, спроектированное архитектором Сергеем Чобаном, автором проектов центра "Зотов" и нового корпуса Третьяковки и известного не только в России, но и в Германии, где по его чертежам построено несколько зданий в Берлине, включая Музей архитектурного рисунка. Здание "Зиларта" площадью более 13 000 м², с огромным атриумом, облицовано снаружи и в интерьерной части пластинами из необработанной меди. Блестящие и ярко-рыжие на солнечном свете сегодня, они со временем будут менять цвет под воздействием погодных условий. В этом суть эксперимента архитектора: он решил сделать облик здания подвижным, меняющимся со временем, как всё живое – "как пример живущей во времени архитектуры" по его собственному определению. Каким будет цвет и облик "Зиларта" – со временем определят природа и посещающие его люди, которые уже сейчас оставляют на его дверях и стенах следы своих прикосновений, тоже оказывающих влияние на оттенок меди.
Ещё одна интересная идея проекта: здание напоминает об индустриальном прошлом Даниловского района столицы, а именно о заводе "ЗИЛ", который когда-то здесь размещался. На это намекают пространственная медная решётка на фасаде и инсталляция у входа – оригинальный 10-метровый немецкий станок Erfurt из заводских цехов, который использовался для производства кузовов грузовиков ЗИЛ. А сразу за входными дверями музея посетителей встречает сияющий полировкой правительственный лимузин ЗИЛ-41047, на котором передвигался Михаил Горбачёв, – последний лимузин советского времени, своеобразный символ смены эпох, необычайно органично и эффектно вписавшийся в залитый дневным светом атриум: словно он не в здании, а на улице, и вот-вот отправится в путь.

Этот путь в рамках нового модного района стал дорогой по истории искусства. Его улицы, набережная и бульвары названы именами художников и архитекторов: Марка Шагала, Константина Мельникова, Эль Лисицкого, Алексея Щусева, Павла Филонова, Василия Кандинского, Александра Родченко, Владимира Татлина и других.
Новый музей открылся тремя выставками – такими же масштабными, как и его архитектурный замысел: "Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве", "Африканское искусство: боги, предки, жизнь" и инсталляция Гриши Брускина Dies Illa (есть ещё заманчивая инсталляция Александра Бродского "Приют невинных" на террасе пятого этажа здания, но туда можно попасть только по записи). Каждая из выставок занимает целый этаж. В основе всех экспозиций – частное собрание Андрея и Елизаветы Молчановых, в коллекции которых более 8000 произведений, собранных за 25 лет: от русского авангарда и советского неофициального искусства до актуальной живописи, скульптуры, инсталляции, фотографии и уникальной коллекции традиционного искусства тропической Африки.
Подготовивший выставки известный искусствовед Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, рассказал на открытии музея, что ему трудно вспомнить аналог здания "Зиларта", который был бы в такой же степени приспособлен для демонстрации масштабных произведений искусства.
– Очень не хватает частных музеев в России, потому что в неводе, которым государственные музеи ловят искусство, всегда есть какие-то дыры: не хватает возможностей, средств, воли, – поделился Боровский, представляя экспозиции. – А частные, корпоративные музеи должны всё это восполнять. Я не думал, что этот проект будет таким масштабным. В этом здании есть огромные возможности для показа современного искусства, которое тяготеет к трёхмерности.

В основе концепций выставок на втором и третьем этажах – сопровождение скульптуры живописью. На выставке "Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве" московские и петербургские творения из камня и гипса второй половины ХХ – начала XXI века соседствуют с живописью и графикой неофициального и актуального искусства. Гостей выставки встречает "Спортсмен" Михаила Аникушина, созданный им специально к Олимпийским играм в Москве в 1980 году. Далее – несколько поколений мастеров, формировавших язык пластики: строгие формы Любови Холиной и Александра Игнатьева, пластицизм Михаила Ершова и Евгения Ротанова. Здесь также представлены авторы, расширившие само представление о скульптуре. Дмитрий Каминкер соединяет бронзу с реди-мейдами и архитектурными конструкциями; Роберт Лотош создаёт ироничные жанровые сцены из камня – например, Наполеона, который собирает грибы со шляпками, напоминающими его треуголку. А современные нам художники переосмысляют сам по себе жанр скульптуры. Например, очень остроумны и красивы композиции Аллы Урбан: поющие заросли из обмотанной нитями арматуры, вышивка из саморезов и мистические голубые глаза из медицинского стекла.
Абстрактная живопись на этой выставке представлена монографической подборкой одного из лидеров неофициального искусства Элия Белютина, рядом с ним – "сигналы" Юрия Злотникова, который в линиях и цветных пятнах пытался воплотить ритм невидимых механических и цифровых процессов. Особый акцент в этой экспозиции сделан на работы недавно ушедшего из жизни Эрика Булатова, известного исследователя природы визуальности.

Удивительно, как много может поведать художник о себе и окружающем мире, оставаясь в русле беспредметности – без опоры на узнавание природных или предметных реалий. Фокус исследований художников на выставке – не предметность и не фигуративность как таковые, он направлен не на природу, сюжет или героя, а вовнутрь: на характер собственного видения и восприятия. В широком смысле эти произведения сосредоточены на оптичности восприятия. Александр Боровский, художественный консультант музея "Зиларт"
На четвёртом этаже музея сейчас разместилась впечатляющая выставка "Африканское искусство: боги, предки, жизнь", сформированная на основе коллекции художника Михаила Звягина, которую он собирал более 30 лет. По масштабу этому африканскому собранию нет равных в отечественных музеях. 840 предметов, представленных в экспозиции, – лишь треть феноменальной коллекции. Впечатляющие африканские маски и статуэтки размещены в зале "Зиларта" на постаментах, между которыми под звуки африканской природы можно бродить, как в тропическом лесу. Экспозиция построена как рассказ о мире образов, ритуалов и пластики тропической Африки, оказавшей в конце XIX – начале XX века огромное влияние на художников европейского модернизма: Пабло Пикассо, Анри Матисса, Амедео Модильяни, а также на кубизм, экспрессионизм и фовизм в целом. Так, здесь можно увидеть гвинейские маски д’мба, запечатлённые в эскизах, полотнах и скульптурах Пикассо и входившие в его африканское собрание. Представлены и маски из Кот-д’Ивуара с тонкими вытянутыми лицами, напоминающими портреты Амедео Модильяни. Или вот габонские мбулу-нгулу – обитые бронзовой фольгой фигурки, которые собирали и переосмысляли в своих работах Пабло Пикассо, Фернан Леже, Хуан Грис и Пауль Клее.

Пятый этаж занимает масштабная инсталляция известного художника советского андерграунда Гриши Брускина Dies Illa, созданная специально для нового музея и отразившая размышления автора на тему конца времён и драматичности современности. Название Dies Illa ("Тот день") отсылает к строке средневекового гимна Dies irae и придаёт работе соответствующую тональность.
– Проект наполнен образами и метафорами, в которых тревоги и катастрофы современности предстают в обличье аллегорий и притч о судьбе смертного человека, его ошибках, упованиях и страхах, его смятении и его вере. О пребывании на пороге смерти и нового мира, – рассказывает Гриша Брускин.