Свести свои татуировки хотят 20% россиян, рассказал Metro исследователь Иван Гринько

Как татуировки перешли из маргинальной культуры в городскую, объяснил доктор исторических наук, посвятивший этой проблеме кандидатскую диссертацию
Свести свои татуировки хотят 20% россиян, рассказал Metro исследователь Иван Гринько
Rawpixel.com/Shutterstock
По словам доктора исторических наук Ивана Гринько, татуировки всё чаще стали делать женщины, а спина продолжает оставаться популярным местом для их нанесения.

Старший научный сотрудник Московского городского педагогического университета, доктор исторических наук Иван Гринько увлёкся феноменом татуировок 20 лет назад. За это время учёный опубликовал несколько исследований и защитил кандидатскую диссертацию, а также стал арт-директором тату-салона. Иван развеял миф о том, что сегодня татуировки стали намного популярнее, чем в советские годы: по его мнению, количество тех, кто набивает на коже рисунки, особо не изменилось, зато изменился их социальный статус и гендерный состав.

– Если раньше татуировки были отличием военных, моряков или маргиналов, то сейчас они стали частью городской культуры, – говорит исследователь. – Например, чуть ли не 75% посетителей тату-салонов – женщины. В разное время в разных городах даже были такие движения, когда татуировками женщины прикрывали шрамы, полученные от насилия, своего рода терапия. Очень популярны татуировки среди медиков и учёных, первые обычно набивают себе кардиограмму, жезл Асклепия (змея на посохе. – Прим. ред.), даже “чумного доктора”, а вторые – формулы, молекулярные соединения, атомные структуры.

Помимо кардиограммы врачи наносят себе и другие татутировки, например, в виде стетоскопа.
Pixel-Shot/Shutterstock
Помимо кардиограммы врачи наносят себе и другие татутировки, например, в виде стетоскопа.

Татуировки – это не столько про моду, сколько про идентичность или, наоборот, знак принадлежности к определённой группе, считает Иван Гринько. По популярности он делит их на три группы: текстовые (надписи, цитаты, девизы), тотемные (животные или растения) и орнаментальные. Имена, даты и портреты набивают куда реже.

– Когда в 2018 году сгорел Национальный музей Бразилии, его сотрудники набивали себе татуировки с изображением фасада здания. Так они выражали свою скорбь и солидарность, – говорит учёный.

Несмотря на то что история татуировок уходит чуть не во времена верхнего палеолита, а это более тридцати тысяч лет до нашей эры, рисунки на коже российское общество воспринимает всё ещё достаточно консервативно, хотя за последние десять лет, по словам исследователя, градус терпимости стал намного выше. Сейчас лояльных к татуированным людям чуть больше половины. Для сравнения, в начале 2010-х годов 75% россиян были категорически против таких “украшений”.

– Доступность хороших салонов и материалов и снижение общественного прессинга превратили татуировки в элемент повседневной культуры. И чем крупнее город, тем развитее в нём эта индустрия, – продолжает Гринько. – Но если сравнивать с глубокой древностью, назначение татуировок практически не изменилось: с их помощью по-прежнему хотят либо продемонстрировать принадлежность к какой-то социальной группе, либо привнести в свою жизнь сакральный смысл, либо выделиться из толпы.

Не меняются и участки тела, на которые предпочитают набивать рисунки. Это руки, голени, лодыжки, спина – места, где не так чувствительна работа иглы и не так заметна работа времени, а значит, больше шансов, что красивая бабочка с годами не превратится в малопривлекательную гусеницу.

– По-прежнему редко кто решается наносить татуировки на лицо или на веки, – говорит исследователь. – И конечно, всегда есть те, кто хочет от татуировок избавиться. Согласно исследованиям, в России таких 20%, в основном это те, кто сделал тату или слишком рано, не вполне осознанно, или назло кому-то. А ещё бывают случаи, когда влюблённые набивают на коже имена друг друга, но отношения заканчиваются, а надписи остаются. Вот и приходится сводить.