
Обычная ситуация на одном из крупнейших рынков столицы: визитёры, в обычной жизни не использующие наличные расчёты, стоят в очереди к банкомату. Для них покупать продукты за наличные выгоднее – продавцы дают скидку. Это один из примеров, когда использование бумажных денег даёт преимущество. И хотя москвич может при желании вообще обходиться без банкнот – все платежи можно осуществлять в электронном виде – совсем отказываться от наличности большинство не спешит. На это косвенно указывает огромное количество банкоматов, часто наблюдаемых в тех местах, где бумажные деньги не нужны вовсе – в тех же торговых центрах, например.
Почти в два раза – настолько за последние пять лет вырос объём наличных денег в обращении, свидетельствуют данные Банка России. В прошлом году этот тренд только усилился, к концу 2025-го объём "налички" достиг 19,45 трлн рублей.
Для экономики рост налички – это не плохо и не хорошо, поясняет экономист Сергей Хестанов, гораздо важнее общее количество денег, которые должны инвестироваться в развитие производств, покупку оборудования и технологий и т. д. Конечно, есть риск ухода части предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в "тень", говорит он, что крайне невыгодно государству – ведь это может привести к сокращению налоговых поступлений.
Насколько переход на наличные расчёты выгоден для обычных россиян – вопрос неоднозначный. Здесь многое зависит от конкретной ситуации. Прямо сейчас довольно большой объём товаров и услуг можно приобрести за бумажные деньги со скидкой. Помимо продуктов на рынках это всё, что связано с красотой – в парикмахерских часто просят рассчитаться наличными, многие мастера маникюра готовы предложить значимую скидку, если вы придёте к ним домой и заплатите живыми деньгами, во многих частных стоматологиях можно обговорить хорошую скидку за оплату наличными.
Иногда у покупателя просто нет выбора и приходится расплачиваться наличными, говорит Metro доцент кафедры экономической теории Финуниверситета Светлана Сазонова. Такое может, например, случится во время поездки или если продавец по каким-то причинам хочет скрыть операцию от банка и надзорных органов. В этом случае она рекомендует заранее перевести 30-40% от той суммы, которую планируется потратить, в "наличку".
Эксперты не рекомендуют проводить расчёты наличными, если речь о крупных покупках. В этом случае, во-первых, есть риск стать жертвой мошенничества, во-вторых, столкнуться с пристальным вниманием со стороны Росфинмониторинга или ФНС, которые могут заинтересоваться происхождением денег. А вот в мелких сделках, когда, например, нужно заплатить репетитору или мастеру, вполне можно использовать "наличку", считает начальник отдела департамента розничного бизнеса "Цифра банк" Дмитрий Дворников.
Разумнее всего, считают эксперты, держать в реальных денежных знаках небольшую сумму – не больше 20–25% от ежемесячного дохода, используя эти деньги как "подушку безопасности". В идеале, считает аналитик УК "Арикапитал" Сергей Суверов, в зависимости от повседневных трат "денежный запас" должен быть рассчитан на срок 1-1,5 месяца. Это может пригодиться, например, в случае болезни или травмы.
При себе, как правило, достаточно иметь 5-7 тысяч рублей на случай проблем с оплатой картой или телефоном. Этой суммы вполне хватит, чтобы, например, заплатить за проезд на транспорте или перекусить в кафе, особенно это актуально может быть в регионах, где случаются частые перебои с электроэнергией или связью. Большую часть сбережений всё же лучше хранить в банке (на вкладе или накопительном счёте), где они будут защищены от инфляции и рисков утраты.
Почему наличные деньги вновь стали пользоваться популярностью у граждан:
– Усиление надзора за банковскими операциями, изменения в законодательстве (новые налоги, штрафы и проч.);
– Участившиеся случаи перебоев с доступом в мобильный интернет и рост рисков блокировок банками счетов и карт;
– Рост интереса к наличным у предпринимателей, которые пытаются сэкономить на стоимости банковских услуг;
– Безопасность: наличные обеспечивают конфиденциальность платежей, транзакции нигде не записываются и нет возможности их отследить.