
Луксмаксинг как мировой тренд
Очередной подросток, следуя тренду "луксмаксинг" (от англ. look — “внешний вид” и max — “максимальный”), решил пойти на радикальные меры. Он расширил себе нёбо, но в итоге изуродовал всё лицо. История американца, имя которого не разглашается, завирусилась в российских соцсетях. На фотографиях видно, как заметно расширился рот жертвы пластической хирургии — за счёт металлической вставки, которую эскулап установил ему под нёбом. В результате у некогда вполне симпатичного юноши появились промежутки между зубами, а улыбка стала как у Чеширского кота.
Идея подобных радикальных операций активно распространяется среди юношей и девушек, примкнувших к луксмаксингу. Хотя термин возник ещё в нулевых, сейчас движение вновь популярно. Стремление улучшить свою внешность кажется вполне безобидным, вот только луксмакинг — довольно токсичен.
Журналист GQ на днях решил погрузиться в мир луксмаксинга. Оказалось, в тиктоке у подростков сейчас особенно популярна сложная система оценки внешности, так называемая шкала PSL "Люди, которые оценивают по этой шкале — зачастую жёсткие, предвзятые, порой ведут себя как расисты, не учитывают гендерные особенности", — выяснил журналист.
PSL изобрели адепты тренда луксмаксинг — луксмаксеры. По этой шкале человеку выставляется оценка привлекательности его лица, которая высчитывается эмпирически. Важны гармония (насколько хорошо черты лица сочетаются друг с другом), диморфизм (сильно ли человек отличается от противоположного пола), индивидуальные черты (разбираются отдельно: толщина бровей, чистота кожи, процент жира в щеках и многое другое). Получив оценку по данной шкале, человек попадает в своеобразный рейтинг.
Например, низшая оценка по шкале PSL автоматически переводит в категорию "недочеловек". "Люди, попадающие в этот диапазон, будут считаться некрасивыми всем населением планеты", — говорится в популярном руководстве по PSL, опубликованном на форуме Looksmax.org в 2021 году. Выше идут обычные люди, которые делятся на низший, средний и высокий уровень. К низшему относят, например, Стива Бушеми и Майкла Серу. А к высшему — Криштиану Роналду, Джиджи Хадид и других. Идеальными же людьми считаются единицы (в них вошёл россиский актёр Василий Степанов).

Луксмаксеры уверяют, лицо "можно исправить". Конечно же, с помощью хирургии, а также других способов (миотерапии, пептидов и так далее).
"Распространение тренда Looksmaxxing привело к появлению новых критериев оценки внешности — таких, о которых вы не могли бы даже подумать, — рассказал GQ 17-летний луксмаксер по имени Ксавье. — У нас есть приятель, у которого довольно сильный наклон глазных уголков. И это считается недостатком. Поэтому мы иногда над ним подшучиваем". Всего есть около 50 параметров лица, которые важны для луксмаксеров (например, шейно-подбородочный угол, угол между шеей и подбородком, высота и ширина пространства между открытыми веками). Автор статьи на GQ тоже попросил оценить его лицо. Ему сказали, что есть проблемы: недостаточная выразительность, низкая плотность костной ткани, круги под глазами, редкие брови и тонкие губы. Советы были такие: утолщить брови с помощью миноксидила и касторового масла, сделать двустороннюю челюстную пластику, использовать филлеры для челюсти и подбородка, удалить щёчный жир и... расширить нёбо.
Недавно в сети появился даже чат-бот LooksmaxxingGPT, который в самых жёстких формулировках оценивает привлекательность пользователя по фото.
Луксмаксинг добрался до России?
К счастью, в России повального увлечения луксмакмингом нет, хотя тематические форумы или даже “братства” существуют. Пластический хирург Пётр Мамонтов заявил Metro, что он не сталкивался с подобными пациентами, а само явление луксмаксинга интересно, скорее, специалистам в области психического здоровья.
– Луксмаксинг – это негативная тенденция, последователи этого направления, на мой взгляд, не совсем адекватны, потому что бесконечное стремление к переформатированию своей внешности – это уже на грани нормального восприятия себя, – пояснил он.
Среди главных трендов пластической хирургии в России врач отметил стремление к большей натуральности.
– И это очень хорошая тенденция, любая процедура должна человека улучшать, при этом так, чтобы изменения внешности были максимально натурального вида, без намёка на вмешательства, – пояснил хирург.
Психиатры хорошо знакомы с пациентами, которые обращаются к врачам с просьбой кардинально улучшить свою внешность без реальных медицинских или косметических показаний. Психотерапевт, клинический психолог клиники Академика им. А.Б. Смулевича Вероника Лобанова рассказала Metro, что, как правило, такие люди страдают от дисморфофобии.
– Это убеждённость в наличии у себя мнимого уродства. Другой её формат- дисморфомания – одержимость идеей компенсировать мнимое уродство или возводимый в ранг уродства незначительный изъян. Оба синдрома встречаются при большом спектре психических заболеваний- депрессиях, БАР, расстройствах шизофренического спектра. И оба требуют комплексного психиатрического и психотерапевтического лечения, – пояснила она.
По словам психотерапевта, такие люди обычно не приходят к психиатру, потому что не осознают своей проблемы. Они отправляются сразу к хирургам, косметологам, стоматологам – и наносят в итоге непоправимый ущерб своему здоровью и внешности. В практике врача были подобные случаи.
– Пациенты без медицинских показаний ставили себе аппарат Илизарова, удаляли все зубы, делали ортогнатические операции и много чего еще. Ну и, в принципе, социальные мемы “жертвы красоты” и “бьюти-фрики”– это просто наши пациенты, которых никто вовремя не направил за получением помощи.