Убить и забыть: деменция идеально поможет уйти от закона и мук совести

В картине "Хитмен. Последнее дело" киллер виртуозно решает вопросы наследования имущества и неудавшегося отцовства
Убить и забыть: деменция идеально поможет уйти от закона и мук совести
Атмосфера кино, Arna Media
Нокс ищет помощи в борьбе с болезнью.

О чём фильм

Пожилой киллер Джон Нокс (Майкл Китон) узнаёт, что неизлечимо болен – у него ускоренный вариант деменции, болезнь Крейтцфельда-Якоба, которая расправляется с памятью за считаные недели. Пока он думает, как распорядиться нажитым непосильным трудом имуществом, на пороге внезапно появляется его сын (Джеймс Марсден) с обмотанной окровавленной тряпкой рукой. Случай нетривиальный вдвойне: сын и жена давно перестали общаться с глубоко криминогенным отцом семейства, прознав о его способе заработать на жизнь. Но тут сын в порыве гнева укокошил мужика, который покусился на честь его дочери (хотя и по взаимному согласию). Сын просит просвещённого в тёмных делах папашу грамотно замести следы, и пожилого киллера озаряет гениальная мысль, как объединить эту задачу с проблемой ухода из активной умственной жизни...

Впечатления

Не совсем понятно, почему прокатчики решили встроить эту картину в ряд прочих "Хитменов", где лысый продукт генной инженерии ритмично очищал этот бренный мир от всех, кто не понравился его заказчикам и ему самому заодно. Общего у новой картины (в оригинале называющейся Knox Goes Away – "Нокс уходит") со всеми предыдущими разве что лысина главного героя, венчающая склонную к периодической рефлексии физиономию. 

Сын-убийца на допросе.
Атмосфера кино, Arna Media
Сын-убийца на допросе.

Правда, рефлексия эта весьма специфического толка: рассказывая своему патрону (Аль Пачино) о своём диагнозе, он вопрошает: "Я думаю: за что? Почему именно я?" И любой читатель Достоевского тут вправе развести руками. 

Деменцию призвали в сценарий явно в качестве некоего аналога божьей кары для душегуба, умудрившись объединить её с божьей же милостью, поскольку потерявший память герой вместе с ней избавляется и от мук совести. Намёк на то, что они могли бы появиться, мелькает в начале повествования в паре эпизодов, где Нокс задумчиво смотрит в окно или советует своей любовнице почитать умные книжки, однако на этом тема пробудившейся совести прерывается. Все эти пустые мечтания заменяются более насущной и осязаемой проблемой: куда поскорее, пока мрак окончательно не опустился на разум, пристроить небольшой, но увесистый мешочек бриллиантов, дорогостоящие полотна живописцев и неплохой, по среднестатистическим меркам, дом. Виртуозность, с которой материальные вопросы киллер увязывает с разрешением проблемы неудавшегося отцовства, вводит в заблуждение даже прожжённую леди-полицейскую Эмили Икари (Сьюзи Накамура). Деменция удивительным образом оказалась идеальным способом уйти и от закона, и от мук совести.

Нельзя исключать, что тема возможного раскаяния запрятана глубоко в чёрствой душе ветерана "войн в Заливе" (как принято в голливудской мифологии называть американские рейдерские захваты чужих нефтепромыслов). В этом смысле кульминационным можно было бы признать эпизод встречи отца с сыном в ресторане, где отец рассказывает, как сыну следует себя дальше вести, чтобы не попасться полиции. "Я не такой, как ты. Я не убийца", – скулит отпрыск. На что "хитмен" отвечает: "А кто ты? Убийца, и просто прекрасный, не рукожопый". После чего сын, который до этого шесть лет не ел мяса, вдруг набрасывается на пожираемые отцом рёбра со словами "какая вкуснятина". Таким образом, возможное раскаяние заменено на способность не врать себе – видимо, для кого-то уже немало.

Досье

Режиссёр: Майкл Китон
Сценарий: Грегори Пуарье
В ролях: Майкл Китон, Джеймс Марсден, Аль Пачино, Марсия Гэй Харден, Йоанна Кулиг, Рэй МакКиннон, Деннис Дуган, Лила Лорен, Сьюзи Накамура