Учёные обнаружили новую мутацию среди животных Чернобыля – зелёные квакши почернели

Metro поговорило со специалистами, чтобы понять, почему так получилось и чем это грозит
Evren Kalinbacak / Shutterstock
Чернобыльская зона полна загадок.

Исследователи из шведского Университета Уппсалы обошли 12 прудов на территории радиоактивного загрязнения на севере Украины и выловили из водоёмов 200 самцов восточной квакши. К своему удивлению, учёные увидели, что обычно ярко-зелёные, квакши стали практически чёрными. Работу биологи опубликовали в журнале Evolutionary Applications.

Стало – было.
Фото предоставлено исследователями
Стало – было.

– Идея исследовать потемневших лягушек зародилась в 2016 году, когда мы впервые посетили Чернобыльскую зону отчуждения и нашли несколько таких особей. Мы задавались вопросом, нет ли зависимости между цветом лягушек и их приближённостью к эпицентру катастрофы. Иначе говоря, не становятся ли лягушки светлее, если отдаляться от места аварии, и наоборот. В итоге установили, что градиента не наблюдается. Интересно, что "самый чёрный момент" мы не застали. Должно быть, раньше, сразу после аварии, лягушки были ещё чернее, – рассказал Metro Пабло Буррако, соавтор исследования.

Исследователи изучали лягушек более трёх лет. После этого они поделились окончательными выводами: потемнение лягушачьей кожи было вызвано воздействием пигмента меланина, который уменьшил повреждения ДНК за счёт рассеивания ионизированного излучения. Интересно, что так же защищались и грибы: они тоже темнели.

Биологи намерены продолжить исследования, чтобы определить, какие ещё могли сформироваться эволюционные механизмы как последствия влияния радиации на флору и фауну.

Так менялся цвет квакш с 1986 года, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Около 15 поколений лягушек сменилось с тех пор.
Фото предоставлено исследователями

Три вопроса Пабло Бурраку, соавтору исследования

Зачем вы начали исследовать чернобыльских лягушек?

– Часть наших исследований направлена на то, чтобы понять, как экстремальные условия влияют на здоровье диких животных. В этом плане Чернобыль представляет собой фантастическую возможность исследовать, как крайне непростые условия могут влиять на состояние организма.

Кроме того, что квакши потемнели, в их организме есть ещё что-то аномальное?

– После нескольких лет работы в Чернобыле мы можем сказать, что лягушки в зоне отчуждения нормальные – за исключением того, что они темнее. В целом мы не обнаружили каких-либо значимых физиологических эффектов радиации на лягушек, обитающих в сильно загрязнённых районах.

Как вы отлавливали лягушек?

– Мы охотились за ними по ночам у водоёмов. Работать с ними сейчас довольно безопасно, главным было довезти их до лаборатории.

Шесть вопросов Владиславу Горину, кандидату биологических наук, сотруднику биофака МГУ

Почему почерневших лягушек заметили так поздно? Авария же случилась в 1986-ом году…

На самом деле мы точно не знаем, поздно ли это случилось. Скорее всего, процесс почернения лягушек начал происходить довольно быстро после аварии. Понятно, что лягушки очень сильно умирали и большую выживаемость имели те, которые были тёмненькие. Я думаю, что просто не проводились исследования. Если бы в начале девяностых туда приехали учёные собирать лягушек – хотя, конечно, там было не до того, – то тогда бы, может, и обнаружили, что уже тогда там было большое количество чёрных лягушек.

Тогда такой вопрос. Это может как-то негативно сказаться на их потомстве?

– В данном случае есть конфликт интересов. С одной стороны, выгодно быть зелёными, потому что такая маскировочная окраска защищает от хищников. С другой стороны, есть ионизирующее излучение, и от него тоже можно умереть. Результаты этой работы показывают, что лягушки возвращаются к своим цветам. Радиации становится меньше, в конфликте интересов начинает перевешивать желание защититься от хищников.

Кто может сейчас в Чернобыле съесть лягушек?

Удивительным образом флора и фауна в зоне поражения осталась в приличных количествах. Понятно, конечно, что там есть животные с уродствами, с мутациями… Лягушек там конечно же едят. Их могут есть змеи, птицы, даже млекопитающие.

Могут ли чернобыльские лягушки доскакать до Москвы?

– Вообще, лягушки мало передвигаются. Конкретно квакшам важно иметь прудики, заводи. Если у них получится проложить до Москвы дорожку из прудиков, то может быть. Но вряд ли.

Как думаете, заражённые животные для человека опасны?

С точки зрения излучения нет, они сами все его поглотили. Разрушили белки, у них нарушилась ДНК, может ещё какие-то изменения произошли. Они могут быть опасны тем, что в них остались тяжёлые металлы после взрыва. Конечно же они попали в круговорот веществ.

Какие-нибудь ещё примеры мутаций есть?

На самом деле, у нас есть близкий к Москве странный пример – обыкновенные гадюки. Если загуглить их фото, то видно, что у них характерная шашечная окраска, такая серо-коричневая. При этом почему-то московская популяция – это сплошь меланисты. В большом проценте, они почему-то чёрные. Трудно сказать, почему так. Всё-таки в Москве не было аварии, чтобы они приспосабливались к популяции. Но это подтверждает, что даже случайным образом по каким-то причинам чёрные животные могут возникать.