Удалёнка вводит свои правила игры

Как изменить Трудовой кодекс? Можно устроить забастовку, революцию, лоббировать закон… Но жизнь подсказывает другой вариант: дождаться объявления "удалёнки". На примере португальского и российского опыта рассказываем, какие следы оставили локдаун и "удалёнка" в трудовых отношениях работника и работодателя
Удалёнка вводит свои правила игры
Pixabay
Португальцы добились компенсации счетов за электроэнергию.

Не звоните мне, даже если вы мой босс! 

Далеко не всем удалёнка во время локдауна показалась привлекательной из-за бесконечных видеоконференций и звонков от начальства. Португальцы приспособились и в ноябре внесли поправки в Трудовой кодекс: теперь есть закон, запрещающий работодателю контролировать, звонить или отправлять сообщения работнику в нерабочее время. Чтобы нововведение звучало убедительнее, формулировки усилили штрафом, который грозит начальнику, осмелившемуся побеспокоить сотрудника после завершения рабочего дня. 

В России "удалёнка" стала во многом проверкой на прочность и лояльность как работодателя, так и сотрудника. Например, в компании “Лаборатория Касперского” рассказали Metro, что "в первые дни прошлогоднего локдауна решили не  вводить каких-либо особых правил, никого не сокращать и не снижать зарплату, но попросили сотрудников быть на связи, а сами обещали информировать обо всём важном, связанном с удалённой работой и распространением коронавируса".  

В "Связном" Metro сообщили, что "ещё в марте застраховали всех сотрудников розницы от COVID-19. Офисные сотрудники сразу после объявления пандемии были переведены на полностью дистанционный режим работы. И лишь небольшая часть дежурных сотрудников работает в офисе, 90% – в удалённом режиме". 

Чтобы иметь точные представления о потребностях сотрудников в удалённом режиме, в корпоративной жизни россиян появились регулярные пульс-опросы. Например, Екатерина Печаткина, директор по персоналу SAP CIS, поделилась с Metro, что в результате опроса у персонала обнаружили  “повышенный уровень тревожности и утомляемости из-за большого количества онлайн-встреч и сложностей с разделением рабочего и личного времени”. Так в компании появились “Правила здорового менеджера”. Вот некоторые из них:

  • не назначать встречи после 17:30 и сократить их на 5–15 минут (в зависимости от изначальной длительности); 
  • ставить блоки в календарь, во время которых сотрудники занимаются неотложными делами и недоступны для встреч, звонков, переписки; 
  • не отправлять письма после 19:00. Их можно написать, но отправить уже на следующий день; 
  • согласовать с руководителем необходимость сдвинуть начало рабочего дня на более поздний или ранний срок. 

Оплатите мои счета! 

Работа из дома сказывается на счетах за электроэнергию и Интернет. Португальцы аккуратно подсчитали расходы и также внесли поправку в Трудовой кодекс. Теперь компании обязаны компенсировать сотрудникам потраченные средства. Компенсацию оплаты домашних счетов в российском корпоративном опыте Metro обнаружить не удалось. Зато известно, что в редакции одной ежедневной газеты компенсировали сотрудникам расходы на доставку корпоративного ноутбука или компьютера домой на такси. В SAP CIS для некоторых сотрудников, которые постоянно имеют дело с документами, закупили сканеры и принтеры. 

Не забыли в Португалии и про сотрудников с детьми. Теперь родителям малышей можно официально остаться на "удалёнке", пока ребёнку не исполнится восемь лет. Причём без какой-либо бюрократии и специальной договорённости с начальником.  Относительно выплат и компенсаций руководитель центра экспертизы по управлению персоналом "Лаборатории Касперского" Кирилл Ширяев сообщил Metro, что им удалось сохранить все социальные льготы, включая компенсацию питания, которую продолжают получать как сотрудники, работающие в офисе, так и из дома. А ещё в компании сотрудникам разрешили взять домой рабочие кресла.  

Ещё встретимся, обязательно встретимся 

Несколько спорный пункт в португальских поправках связан с борьбой с одиночеством. Объясняют его появление среди нововведений проявлением заботы о сотрудниках. Чтобы сотрудник, оказавшийся в реалиях удалённой работы не загрустил в четырёх стенах, начальника обязали вызывать подчинённых на ковёр не реже одного раза в два месяца. Звучит это мягче: организовывать личные встречи с коллективом…

О применении схожего  подхода упомянул в разговоре с Metro и Кирилл Ширяев.  

– Для поддержки сотрудников на "удалёнке"  мы организовывали еженедельные часовые сессии с руководством компании. Это приободряет: люди задавали разные вопросы работающим из дома топ-менеджерам – и им становилось психологически проще, поскольку они чувствовали себя включёнными в процесс. 

Но не всем требуется “включиться” в процесс – некоторым требуется порой нажать кнопку “выкл.”. 

 – Мы ввели в компании день ментального здоровья, – призналась Metro Екатерина Печаткина, – когда у всех, без исключения, оплачиваемый выходной. В этот день каждый сотрудник может проанализировать и составить свой личный план здорового образа жизни, а потом обсудить его с руководителем.