Умение дружить в будущем спасёт ребёнка от деменции

Отсутствие друзей и одиночество способны вызвать у ребёнка стресс, который оказывает влияние на когнитивные навыки. Психологи призывают родителей учить своих детей тому, как правильно расширять круг своего общения
Умение дружить в будущем спасёт ребёнка от деменции
shutterstock
Поначалу помогайте детям найти общее дело, а уже потом они справятся сами

Работа, проведённая под руководством Цзиньци Вана, сотрудника Столичного медицинского университета Пекина и опубликованная в журнале JAMA Network Open, показала, что существует прямая связь между детским одиночеством и ускоренным снижением когнитивных функций, а также повышенным риском деменции у взрослых старше 50 лет.

Участниками эксперимента были 13 600 взрослых (их средний возраст  58 лет). Каждому человеку задавали вопрос, чувствовал ли он себя когда-либо одиноким и ненужным в детстве (до 17 лет). Затем медики проводили оценку когнитивных функций испытуемых по специальным тестам. Также экспертами анализировались медкарты пациентов. Задачей медиков было выявить отклонения в неврологической сфере. В результате исследования оказалось, что у пациентов, ответивших  да на вопрос об одиночестве (даже при наличии близких друзей), риск деменции был на 51% выше.

Учёные выделили несколько возможных механизмов, объясняющих эту связь. Во-первых, это хронический стресс, вызванный вынужденной изоляцией. "Гормоны стресса повреждают ключевые зоны мозга, отвечающие за память и мышление", – отметили врачи. Во-вторых, по их мнению, причиной болезни может стать дефицит социальной стимуляции. Отсутствие общения и совместных игр лишает мозг естественной "тренировки", необходимой для формирования надёжных нейронных сетей, важных для памяти и критического мышления.

Психологи утверждают, что для того, чтобы избавить детей от проблем в будущем, родители должны научить своих сыновей и дочерей общаться, выстраивать социальные связи и чувствовать себя уверенно в окружающем мире.

Екатерина Мельникова, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, член ассоциации "Союз психологов и психотерапевтов", советует начинать с практики телесных контактов.

Как научить ребёнка дружить. Советы психологов:
Лучшее время для начала дружбы – 3–5 лет. У ребят как раз начинается возрастной кризис, который позволяет им «включить» интерес к другим детям и начать отделяться от мамы. (Анна Фёдорова)
Перед походом на детскую площадку расскажите сыну или дочери схему знакомства: сначала надо представиться, потом предложить интересное совместное дело, а затем грамотно выйти из знакомства, например, договорившись увидеться завтра. (Екатерина Мельникова)
Проблемы во  взаимодействии чаще всего начинаются на фоне дележа игрушек. Ребёнку дома важно объяснить, что есть своё и чужое, поэтому игрушки других детей отбирать нельзя.  (Алёна Савинова)
Взрослым на детской площадке поначалу надо помогать малышам включиться в совместную игру, показывать, как использовать формочки, кубики, подавать идею, какой замок можно построить вместе. (Алёна Савинова)

– Покажите детям, как можно легко пойти на тесный контакт. Чем чаще вы оба (мама и папа) будете обнимать ребёнка, тем более уверенным в своих силах и доброжелательном отношении мира к себе он вырастет, – говорит эксперт.

Кроме того, Екатерина рекомендует родителям обучить ребёнка трём понятиям – "хочу", "могу" и "надо":

– Не ленитесь хвалить ребёнка, если он с чем-то справляется по собственной инициативе. Говорите ему: "Ты хотел (нарисовать картинку, построить башню) и смог выполнить это. Молодец". Так ребёнок приучится не бояться начинать что-то новое. Также давайте младшим членам семьи возможность что-то делать самим, без мамы. Так они осознают, что им многое под силу. Ну и наконец, объясняйте, что в некоторых случаях что-то делать надо, даже если очень не хочется (например, чистить зубы). Если ребёнок будет предупреждён о возможных сложностях в жизни, но в то же время уверен в своих силах, его восприятие внешнего мира станет менее травматичным.