Уральские учёные впервые в мире вылечили животных с раком уникальным методом

Уральские учёные впервые в мире вылечили животных с раковыми опухолями с помощью ускорительного источника нейтронов
Уральские учёные впервые в мире вылечили животных с раком уникальным методом
Copyright (c) 2021 Tatyana Step/Shutterstock. No use without permission.
Кошки вновь помогают людям.

Эксперимент провели специалисты Новосибирского государственного университета и Института ядерной физики СО РАН. Кошкам и собакам вводили борсодержащий препарат и облучали на ускорительном источнике нейтронов, после чего общее состояние хвостатых пациентов улучшалось.

Работа, опубликованная в научном журнале Biology, стала первым исследованием крупных млекопитающих с использованием подобного ускорителя. Полученные данные открывают путь к клиническим испытаниям  на людях.

Смертельное разрушение

Бор-нейтронозахватная терапия (БНЗТ) – одна из разновидностей лучевой терапии. Введённый в организм изотоп бор‑10 в большом количестве накапливается в опухоли, которую затем облучают потоком нейтронов. После облучения происходит ядерная реакция, сопровождающаяся высвобождением большого количества энергии, и поражённые клетки фактически взрываются, не затрагивая при этом здоровые.

В эксперименте участвовали 15 кошек и собак со злокачественными опухолями. Новообразования были спонтанными, то есть не привитыми искусственно, как у лабораторных мышей.

– У кошек и собак, как правило, развиваются сходные виды рака в тех же органах, что и у людей. Кроме того, биологические и терапевтические реакции на опухоли у домашних животных лучше иллюстрируют ткани человека, нежели мелкие грызуны, – рассказал Metro заведующий Лабораторией ядерной и инновационной медицины физического факультета НГУ, кандидат медицинских наук Владимир Каныгин.

Некоторых "пациентов" пришлось облучать дважды.

– У одной собаки на морде была такая огромная опухоль, что «съела» всё контрастирующее вещество на КТ. Собаке снова сделали КТ с контрастом и обнаружили четыре метастаза в лёгких. Облучили повторно. Сейчас собака жива и здорова, –  отметил научный сотрудник ИЯФ СО РАН, кандидат физико-математических наук Дмитрий Касатов.

Учёные решили сложнейшую задачу, создав нейтронный источник, пригодный для терапии, и своими глазами увидели, что методика работает. В дальнейшем они планируют провести опыты на кроликах и свиньях.